Вышедший недавно на экраны психологический триллер Романа Каримова не обойдён профессиональным признанием – на 32 м кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге ему достались призы Гильдии продюсеров России и президента фестиваля. Однако награды далеко не всегда гарантируют успешную прокатную судьбу.
На фоне довольно блёклого репертуара премьер фильм не затеряется, но он обречён быть тенью шедевров подобного жанра, поскольку абсолютно вторичен. Первое, на чём ловишь себя при просмотре, – да это же «Город Зеро» в современных реалиях! Сюжет тому подтверждение – с альтернативной реальностью и блужданиями героев по городу «посреди нигде». Но повторить философский и мистический шедевр Карена Шахназарова не получилось. Думается, режиссёр и сценарист Роман Каримов не ставил задачу вступать в соревнование с «Городом Зеро» – это заведомо провальная идея, а решил снять его подобие для современного зрителя. Копии и ремейки – общемировая мода, вот и на нашем культурном поле эти сорняки прижились. Киновторичка рассчитана на тех, кто не смотрел советские фильмы, не знаком с высоким уровнем режиссуры и качеством актёрской игры.
Итак, четверо командированных на обратном пути в Москву застревают поздним вечером на трассе недалеко от неизвестного провинциального городка: в машине внезапно и необъяснимо закончился бензин. В странном городе не работает мобильная связь, не принимают банковские карты, невозможно заправить машину, автобусы едут неизвестно куда. Молодые успешные клерки, привыкшие к комфорту, оказываются в ловушке. В осеннем городе темно и холодно, только жёлтые фонари расплывчато высвечивают сквозь туман убогие постройки. Этот призрачный город начинает затягивать героев как в воронку, не давая возможности выбраться. При всей абсурдности поведения его жителей, общей неуютности и неустроенности каждый из героев неожиданно испытывает желание остаться здесь навсегда. Забываются важность подписанного контракта, сулящего карьерный рост и вознаграждение, бытовой комфорт и даже близкие люди. Семьянин Андрей (Егор Корешков) вдруг хочет вместе с полицейским-джазменом и его другом играть на местных танцах. Флегматичный айтишник Валера (Даниил Толстокулаков) встречает девушку, о которой мечтал, ему нравится и её деревенский дом, и суровый отец. Пьяный балагур Аброскин (Артём Цуканов), необъяснимо исчезнувший из заглохшей и разбитой машины, вдруг является своим бывшим коллегам в образе брутального криминального авторитета. Он остаётся здесь, ему больше не нужно пахать на начальника в офисе, он теперь сам босс. Карьерист Сергей (Никита Кологривый) после разговора с отцом девушки (Дмитрий Быковский), в которую влюбился Валера, понимает, что жил не так, стремился не к тем ценностям. Этот брутальный мужик почему-то знает об их четвёрке всё: и о подписанном контракте, и о том, как их всех изменила погоня за мнимым успехом, и даже о детских мечтах Сергея. Он советует Сергею подумать о смысле жизни, прежде чем уезжать. Преодолевая непонятный морок, Андрей и Сергей серым морозным утром покидают загадочный город на лодке и с трудом выбираются на противоположный берег к автовокзалу. Но до Москвы доберётся только один…
Абсурд, сюр, параллельная реальность – всё это было в «Городе Зеро»: и туман, и странные жители с необъяснимыми поступками, и танцы, и нелепые праздники (в «Затерянных» жители, кстати, готовятся к Дню города), и лодка как путь к спасению или, напротив, в потусторонний мир. Да, сюжетные линии можно повторить, но не гениальные находки. В «Затерянных» нет загадок, сложного философского подтекста, история прямолинейна, концовка ожидаема. Кроме «Города Зеро» у критиков и зрителей возникает много других аллюзий. С чем только не сравнивают «Затерянных»: с «Парадом планет» Абдрашитова, «Человеком из Подольска» Серзина, «Топями» Мирзоева, «Отпуском в октябре» Михайлова, «Сайлент Хиллом» Кристофа Гана и, кажется, со всем Дэвидом Линчем сразу, а особенно с «Шоссе в никуда». Слишком много параллелей, то есть налицо отсутствие индивидуальности, сценарная недоработка. В фильме играют известные Егор Корешков и Никита Кологривый – актёры со своей задачей справляются, их персонажи, теряющие себя в гонке по карьерной лестнице, вполне узнаваемы. Следить за трансформацией характеров героев интересно, значит, «Затерянные» должны найти свою аудиторию из поколения зумеров и любителей мистических драм.
Людмила Смирнова
Противоположное мнение в статье - Находки «Затерянных»