Барды в зале Чайковского – лет двадцать назад такое казалось невероятным, а сейчас – вполне нормальная вещь. Пафосное пространство академических залов ощутимо «демократизируется» – и в общем-то, это неплохо. Хотя от несколько странного чувства избавиться всё же на таких концертах трудно. Возможно, именно поэтому Алексей Иващенко (тот, что вместе с Георгием Васильевым состоял когда-то в бардовском дуэте «Иваси»), назвал свой концерт в зале Чайковского «Игра по новым правилам».
Зал был полный. Иващенко в ослепительной белой рубашке сидел на высоком барном табурете (тоже по новым правилам?), а за спиной его поблёскивали пюпитры оркестра «Фонограф». Первое отделение, похоже, проходило по канонам привычным. В нём звучал и старый добрый бардовский аккорд (кстати, у «Ивасей» он всегда был довольно изощрённым и профессионально исполненным), и знакомые всему залу припевы: «Мой милый, жди меня, мой милый…», «Мигая мне фонариком, плывёт баржа, А следом три пескарика и два моржа», «А вдруг не утонул…» – поклонники с удовольствием продолжат список.
Исполнитель немедленно установил контакт с залом: рассказывал анекдоты и истории, связанные с песнями, уточнял с помощью зрителей регулировку звука – ему кричали: «Подбавьте гитару, и низов маловато!» – он подбавлял, получалось замечательно. Старые песни уносили в атмосферу тех лет, когда самолёты задерживались лишь из-за нелётной погоды, автомашины ВАЗ-2108 выпускались с таинственным венгерским трамблёром, а барды пели на кухнях и у костра. Новые песни, как сообщил Алексей Игоревич, все про любовь – напрямую, «в лоб»! Были песни и «напрямую» про любовь, были философско-элегические, был очень смешной романс-пародия. Исполнитель поражал разнообразием тем и жанров – от «кухонных» песенок до арий из детского мюзикла и босановы, которую он пел вместе со «специальным гостем» концерта – Ириной Богушевской. Ведь и Богушевская, и Пельш, и Кортнев с «Несчастным случаем» – все они начинали в студенческом театре МГУ, там же, где и дуэт «Иваси».
Атмосфера в зале сложилась непринуждённо-дружеская: на сцену передавали записки с просьбами спеть вот эту песню, и ещё вот эту, и рассказать анекдот про медведя, и передать привет Диме и Даше во втором ярусе, и ещё спеть что-нибудь хорошее… Артист был улыбчив и обаятелен и исполнял всё.
Обычно бардовская песня подразумевает определённый, милый сердцу дилетантизм. Иващенко тут явно выбивается из традиции. После географического факультета МГУ он окончил ВГИК как актёр и далее жил в рамках этой профессии: снимался в кино, играл в театре, дублировал «Пятый элемент» и «Аладдина» (и много чего ещё), написал вместе с Г. Васильевым либретто и музыку к «Норд-Осту», ну, а главное, конечно, пел – сперва в дуэте «Иваси», а с конца 90-х – сольно. Выпустил общим счётом пятнадцать дисков. А в 2008 году произошла его встреча с Сергеем Жилиным – руководителем оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» – что, собственно, и подвигло Иващенко к «игре по новым правилам». Во втором отделении концерта бард предстал перед нами в роли Фрэнка Синатры: пел свои песни в сопровождении симфо-джаза в роскошных аранжировках Ю. Маркина.
– Слова вы и так знаете! Вы послушайте, что делает оркестр! – говорил он зрителям.
Оркестр и дирижёр покоряли зал артистизмом и могучей энергетикой, вместе с певцом являя рождение нового жанра – то ли «бард-шоу», то ли «симфо-джаз-бард»…
Главная задача «новой игры» – расширить и омолодить аудиторию – успешно выполнялась: в зале, помимо седых и бородатых любителей авторской песни, были и совсем молодые люди, знакомые с Алексеем Иващенко – не бардом, а автором мюзикла «Норд-Ост». Они шумно приветствовали «улётное исполнение» старых песен и, судя по всему, придут послушать его ещё не раз. Ведь и этот концерт прошёл, как гласит пресс-релиз, по просьбам зрителей, которым не удалось попасть на майский юбилейный концерт Алексея Иващенко.
Ну, а тем, кому не повезло и на этот раз, остаётся дождаться выступления артиста (бардом его уж и язык не поворачивается назвать!) в ноябре в Доме Музыки: там он собирается выступить как режиссёр и актёр с ораторией епископа Иллариона «Страсти по Матфею». В камерной версии. Тоже явно «по новым правилам».