Валерия Галкина
Традиционно в рамках деловой программы ММКЯ прошла отраслевая конференция «Книжный рынок России – 2025». С докладами о состоянии отрасли выступили: генеральный директор «Эксмо» Евгений Капьёв, президент ассоциации книгораспространителей Светлана Зорина, генеральный директор сети «Читай город – Буквоед» Александр Брычкин, генеральный директор «Первой образцовой типографии» Игорь Полтавцев, руководитель книжной категории в интернет-магазине «Вайлдберриз» Алексей Кузменко, руководитель направления «Книги и товары для дома» «Озона» Ирина Лихонкина и генеральный директор компании «Литрес» Сергей Анурьев. Модерировал заседание директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Владимир Григорьев.
Таким образом, конференция объединила всех ключевых представителей индустрии.
Одним из ключевых вызовов последнего времени для издательств стал ряд принятых «запретительных» законов с недостаточно чёткими формулировками. К сожалению, в прошлом году уже успели произойти прецеденты, когда издательства были оштрафованы за книги, выпущенные ещё до принятия закона.
В очень сложных условиях оказались и библиотеки, у которых, например, просто нет технической возможности маркировать книги.
Владимир Григорьев отметил, что сотрудники Минцифры проводят серию рабочих встреч с сотрудниками Министерства внутренних дел, чтобы постараться максимально упростить работу издателей в условиях действия новых ограничений. В частности, сейчас обсуждаются тонкости соблюдения в книгоиздании закона о запрете пропаганды наркотиков, который вскоре вступит в силу.
Григорьев отметил также, что Минцифры разрабатывает ИИ-алгоритм, призванный помочь издателям выявить в книгах спорные места, которые в последствии должны будут ещё раз проверить редакторы.
Алексей Кузьменко выразил мнение многих работников отрасли, высказав предложение о создании единого сайта, где была бы собрана вся информация о запретах и ограничениях последних лет: списки иноагентов, экстремистских материалов и прочего, что должны учитывать в работе издатели и продавцы.
Болевой точкой является повышение роста цен на книги на фоне снижения покупательной способности населения. От этого страдают как издательства, так и книжные магазины. Так, в первом полугодии 2025 года количество проданных экземпляров сократилось на 3% при росте оборота на 16%. Средняя цена книги в розничном магазине составляет 546 рублей (против 510 в конце 2024 года). Отпускная цена поставщиков выросла на 16,1% и по прогнозам издателей поднимется ещё на 6,5 % до конца года.
При таких показателях печально, но неудивительно, что всё меньше людей покупает книги в книжных магазинах. Сегодня почти 58% читателей предпочитают заказывать книги на маркетплейсах… Конечно, отчасти это объясняется заказами в маленькие населенные пункты, где просто нет книжных магазинах (или их ассортимент очень скуден), но основной фактор – цена. И можно сколько угодно менять формат магазина, организовывать творческие встречи с авторами и проводить другие пиар-кампании, но пока цена в рознице – 900 рублей, а на маркетплейсе – 500, шансов у книжных магазинов, скажем честно, немного. Светлана Зорина отметила в своём докладе, что единственные акции, которые реально работают – это скидки на книги более 25%. Из доклада Александра Брычкина с говорящим названием «Атака онлайн титанов» следует, что даже такая преуспевающая сеть, как «Читай город-Буквоед» не справляется: за последнее время закрылось 42 магазина сети, а открылось только 11. Одна из мер поддержки, предложенной С. Зориной - ограничение ценовой конкуренции между онлайн и офлайн каналами – видится справедливой, но едва ли сработает: читатели, которые не смогут купить книги по вменяемой цене на маркетплейсе, вряд ли придут в книжный. В лучшем случае, приобретут цифровую копию книги, а в худшем – не приобретут её вообще. Уже сейчас отмечается рост продаж цифровых книг на 26%, и покупают их не только поклонники гаджетов, но и те, кто больше не может позволить себе бумажное издание.
Игорь Полтавцев сообщил, что в 2025 году произошло серьёзное вливание инвестиций в полиграфическую отрасль, благодаря чему цены на полиграфию и бумагу не поднимались с начала года. Но, по его прогнозам, эффекта от этого вливания надолго не хватит, и к концу следующего года цены снова начнут расти. Однако в целом отечественная полиграфия справилась с теми вызовами, которые ей предъявлялись в последние несколько лет.
Большой проблемой для отрасли остаётся пиратство, с которым по-прежнему не удаётся эффективно бороться. При этом, как ни странно, наибольший убыток приносит не цифровое пиратство, а нелегальное копирование бумажных книг. Этой проблеме посвятили на ярмарке отдельную встречу.
Впрочем, есть и положительные изменения. Несмотря ни на что, по итогам полугодия отмечается небольшой рост и по количеству наименований, и по тиражам.
Руководители «книжных» отделений маркетплейсов сообщают о возможностях привлечь новых покупателей благодаря внутренним рекомендательным технологиям. Кроме того, развитие маркетплейсов сделало доступными для читателей по всей стране книги маленьких издательств, которые раньше можно было найти разве что на книжных ярмарках.
Также возросло количество книг отечественных авторов. На данный момент 46% книг, представленных на нашем рынке – книги российских писателей.
В целом укрепляются позиции художественной литературы Ещё недавно в списках продаж лидировал нон-фикшн, сегодня же 52% наиболее продаваемых книг – книги художественные. (Однако, отметим, не высокохудожественные: 75% этих - увы! – фэнтези и любовные романы). Но, впрочем, спрос на классику также потихоньку растёт, что не может не радовать.
Большие надежды и издатели, и книготорговцы возлагают на проект «Детской книжной карты», который сейчас находится в разработке. Предполагается, что система будет напоминать систему «Пушкинской карты», но карта будет предназначена для детей 3-6 лет и приобрести по ней можно будет детскую литературу. Возможно, «Детская книжная карта» будет выдаваться родителям уже в следующем году.