«Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженный ветхими заборами». Так почти век назад начиналась знаменитая повесть Гайдара. С тех пор в Арзамасе произошло немало больших событий. Однажды он даже ненадолго стал областным центром. Как положено современному городу, есть в нём и свои заводы, университеты, институты. И всё же в сознании многих Арзамас остаётся по-прежнему глубокой провинцией. А ведь в этом городе за последние десятилетия вырос большой круг поэтов. И одна из них – автор многих талантливых детских книг Галина Дядина. Хорошо помню её – тихую, застенчивую девушку, приехавшую в начале ХХI века на Международный форум писателей. Мастер-класс пишущих для детей мы вели вместе с Эдуардом Успенским. И когда очередь обсуждаться дошла до неё, мы услышали звучные, наполненные энергией жизни и лёгким юмором стихи с неожиданными сюжетами. С тех пор у Галины Дядиной в издательствах Москвы и Петербурга вышло много хороших книг – как для детей двух-трёх лет, так и для тех, кого называют подростками. Их часто отмечают престижными премиями. Одну из них – Премию имени Маршака – вручали ей мы вдвоём с Михаилом Ясновым. Для детей «от трёх до пяти» Галина Дядина вместе с поэтом Андреем Усачёвым, которого журнал «Папмамбук» недавно назвал живым классиком современности, создали знаменитую книгу «12 сов». Текст книги, в которой авторы называют себя «СОВавторами», от обложки до спинки пронизан весёлой игрой, да к тому же ещё и прекрасно проиллюстрирован. Кстати, это не единственная книга, созданная ею вместе с Андреем Усачёвым. Столь же удачна, увлекательна, например, и другая – «Музыкальное дерево. Книга о музыкальных инструментах для всей семьи».
Известно, что одним из важнейших принципов в искусстве считается принцип неожиданности, новизны. Дядина соблюдает его в каждом своём стихотворении от начала и до последней строки. Приведу хотя бы несколько примеров строк, с которых начинаются стихи для тех, кто «после десяти». Например, такие: «Шутя по звёздам астроном / Найдёт дорогу в гастроном, / Легко по карте неба / Пойдёт и купит хлеба». Или другое: «В Африке зебры газету читали. / В Африке в обморок зебры упали». Или, наконец, такое: «У осьминога / Много ног, / Но ни одной руки, – / Как на ботинках / Осьминог / Завяжет / Сам / Шнурки?»
Так в каждом её стихотворении происходит волшебство, с помощью которого обыденная жизнь оборачивается неожиданной стороной. И благодаря её стихам открываются новые страницы в книге познания мира. В стихах для взрослеющих читателей тоже происходят неожиданные события, соединяющие сказку с обыденностью. Это случилось и в одном из любимых мною стихотворений «Собачий вальс»: «Свернув на площадь Мира / С бульвара Верной Дружбы, / По улице Удачи / Я шла в разгаре дня. / Как вдруг у магазина / С названьем «Сувениры» / Огромная собака / Напала на меня! / И, две тяжёлых лапы / Закинув мне на плечи, / «Давайте потанцуем!» / Она произнесла, / Поправила ошейник / И в сквер Нежданной Встречи / Меня в собачьем вальсе / С собою унесла. / Мы долго с ней кружились / У памятника Счастью / По набережной Чуда / С Причудливым Мостом, / И старый лев из бронзы / С разинутою пастью / Невольно в ритме танца / Помахивал хвостом. / Теперь сижу я дома / В пушистом одеяле, / Болят немного ноги / Мои на склоне дня. / А две тяжёлых лапы / Играют на рояле / Какой-то вальс знакомый / Специально для меня!»