КНИЖНЫЙ РЯД
Трансформация войны / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 344 с.
Казалось, ужасы Первой мировой войны, страшно показанные в книгах Ремарка, Барбюса, Олдингтона, заставят интеллектуалов мира глубоко задуматься над тем, чтобы попытаться найти пути прекращения массовых убийств. Навсегда. Но уже через несколько лет начались приготовления к новой, ещё более страшной бойне, которая закончилась атомным уничтожением Хиросимы и Нагасаки… Сегодня не стало мировых, но постоянно идут локальные войны. Что это – вечный закон бытия?
Мало кто пытается осмыслить вооружённые конфликты как важнейший феномен человеческого существования. Войны считают неизбежным злом, против них ведут «борьбу за мир», которая почему-то вновь и вновь оборачивается новыми трагедиями. Книга М. ван Кревельда отличается от обычных «военных» книг тем, что автор радикально усомнился в общепринятом понимании сути войн, царящем со времён Клаузевица. События последнего года выявили её особую актуальность. Учёный считает: «мировая элита», принимающая ключевые управленческие решения, абсолютно неправильно трактует природу войн, и если не преодолеть это непонимание, под реальной угрозой окажется вся наша цивилизация.
В постоянных войнах и подготовке к новым люди забыли про главные вопросы: кто конкретно затевает эти бойни? каков их не исторический, а экзистенциальный смысл? почему для одних война – беда, для других – «мать родна»? И ведь во все века от войн страдали вовсе не те, кто их замышлял (для них-то они оказывались прибыльным бизнесом), а насильно в них вовлечённые, чаще простые мирные люди.
Войны начинались по мотивам политическим, религиозным, во имя «независимости», «справедливости», но всегда оборачивались абсурдными смертями миллионов. В Первой мировой страшные потери французов нельзя оправдать необходимостью вернуть Эльзас и Лотарингию, а два миллиона убитых немцев – помощью Австрии. Для России первая половина XX века – сплошная трагедия. Приносили жертвы во имя самого справедливого государства, но в конце концов всё обернулось новыми вопиющими несправедливостями.
XXI век готовит миру новые беды. Уменьшилась опасность ядерных войн: они угрожают гибелью и тем, кто их начнёт. Но тысячелетие началось «войной нового типа» – террористическими атаками на США, организаторы которых до сих пор точно не установлены. Смогут ли государства и далее справляться с терроризмом и «войнами низкой интенсивности»?
Войны теряют привычный традиционный смысл, зато быстро приобретают принципиально иной характер. Суверенитет государств подрывают организации, разрушающие монополию правительств на законное насилие. Уже можно говорить о существовании великолепно вооружённого террористического интернационала.
Автор также прогнозирует, что армии со временем заменят специальные силы безопасности полицейского типа, с одной стороны, и банды головорезов – с другой. Причём разницу между ними найти будет всё труднее. Правила ведения войн изменятся, и надо спешить с пониманием этих перемен, иначе может повториться старая генеральская ошибка – продолжится подготовка к прошедшим войнам.
Сегодня – под предлогом защиты своих экономических интересов – создают вооружённые охранные силы крупные транснациональные корпорации. Но разве так уж невозможны конфликты между ними и странами, на территориях которых они ведут бизнес? Государства тоже постоянно трансформируются, границы между частным и общественным, правительством и народом, военными и гражданскими могут вновь стать такими же размытыми, как до заключения Вестфальского мира 1648 года.
Автор скептически относится к торжеству пацифизма. Он считает, что война для многих людей – один из действенных способов обрести радость, свободу, испытать исступление и экстаз, когда, как ни странно, именно в сражениях человек часто ощущает себя в высшей степени счастливым. Не потому ли на планете бесконечно продолжаются массовые бойни, оправдываемые краснобаистыми «адвокатами дьявола»?
Впрочем, нельзя соглашаться с мыслью, что войны неизбежны. Когда-то и чума считалась неизлечимой, но люди научились её побеждать. И сегодня лучшие умы должны сосредоточиться над решением этой важнейшей мировой проблемы. Её надо глубоко промыслить всем, кого искренне волнуют судьбы мира и человечества.
Трансформация войны / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 344 с.
Казалось, ужасы Первой мировой войны, страшно показанные в книгах Ремарка, Барбюса, Олдингтона, заставят интеллектуалов мира глубоко задуматься над тем, чтобы попытаться найти пути прекращения массовых убийств. Навсегда. Но уже через несколько лет начались приготовления к новой, ещё более страшной бойне, которая закончилась атомным уничтожением Хиросимы и Нагасаки… Сегодня не стало мировых, но постоянно идут локальные войны. Что это – вечный закон бытия?
Мало кто пытается осмыслить вооружённые конфликты как важнейший феномен человеческого существования. Войны считают неизбежным злом, против них ведут «борьбу за мир», которая почему-то вновь и вновь оборачивается новыми трагедиями. Книга М. ван Кревельда отличается от обычных «военных» книг тем, что автор радикально усомнился в общепринятом понимании сути войн, царящем со времён Клаузевица. События последнего года выявили её особую актуальность. Учёный считает: «мировая элита», принимающая ключевые управленческие решения, абсолютно неправильно трактует природу войн, и если не преодолеть это непонимание, под реальной угрозой окажется вся наша цивилизация.
В постоянных войнах и подготовке к новым люди забыли про главные вопросы: кто конкретно затевает эти бойни? каков их не исторический, а экзистенциальный смысл? почему для одних война – беда, для других – «мать родна»? И ведь во все века от войн страдали вовсе не те, кто их замышлял (для них-то они оказывались прибыльным бизнесом), а насильно в них вовлечённые, чаще простые мирные люди.
Войны начинались по мотивам политическим, религиозным, во имя «независимости», «справедливости», но всегда оборачивались абсурдными смертями миллионов. В Первой мировой страшные потери французов нельзя оправдать необходимостью вернуть Эльзас и Лотарингию, а два миллиона убитых немцев – помощью Австрии. Для России первая половина XX века – сплошная трагедия. Приносили жертвы во имя самого справедливого государства, но в конце концов всё обернулось новыми вопиющими несправедливостями.
XXI век готовит миру новые беды. Уменьшилась опасность ядерных войн: они угрожают гибелью и тем, кто их начнёт. Но тысячелетие началось «войной нового типа» – террористическими атаками на США, организаторы которых до сих пор точно не установлены. Смогут ли государства и далее справляться с терроризмом и «войнами низкой интенсивности»?
Войны теряют привычный традиционный смысл, зато быстро приобретают принципиально иной характер. Суверенитет государств подрывают организации, разрушающие монополию правительств на законное насилие. Уже можно говорить о существовании великолепно вооружённого террористического интернационала.
Автор также прогнозирует, что армии со временем заменят специальные силы безопасности полицейского типа, с одной стороны, и банды головорезов – с другой. Причём разницу между ними найти будет всё труднее. Правила ведения войн изменятся, и надо спешить с пониманием этих перемен, иначе может повториться старая генеральская ошибка – продолжится подготовка к прошедшим войнам.
Сегодня – под предлогом защиты своих экономических интересов – создают вооружённые охранные силы крупные транснациональные корпорации. Но разве так уж невозможны конфликты между ними и странами, на территориях которых они ведут бизнес? Государства тоже постоянно трансформируются, границы между частным и общественным, правительством и народом, военными и гражданскими могут вновь стать такими же размытыми, как до заключения Вестфальского мира 1648 года.
Автор скептически относится к торжеству пацифизма. Он считает, что война для многих людей – один из действенных способов обрести радость, свободу, испытать исступление и экстаз, когда, как ни странно, именно в сражениях человек часто ощущает себя в высшей степени счастливым. Не потому ли на планете бесконечно продолжаются массовые бойни, оправдываемые краснобаистыми «адвокатами дьявола»?
Впрочем, нельзя соглашаться с мыслью, что войны неизбежны. Когда-то и чума считалась неизлечимой, но люди научились её побеждать. И сегодня лучшие умы должны сосредоточиться над решением этой важнейшей мировой проблемы. Её надо глубоко промыслить всем, кого искренне волнуют судьбы мира и человечества.