Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 января 2017 г.
  4. № 3 (6583) (25.01.2017)
Телеведение

Новый год достаёт

25 января 2017
ТВ-аудитория вдруг поняла, что новогоднее телевидение нужно в корне менять

Эрнст во всём виноват?

В далёком 1998-м президент Ельцин в программе «Куклы» на НТВ произнёс (а потом повсюду за ним стали повторять), что «во всём виноват Чубайс». Понятно, какое отношение в народе было тогда к Анатолию Борисовичу, однако закрадывалось сомнение: «Так уж ли во всём? Да и он ли? По крайней мере, он ли один?» Вот и сейчас, когда пускаются слухи о скорой отставке Константина Эрнста, на ум приходят подобные вопросы.


Самая красивая опа

Новогодние эфиры и блиставших в них Аллу Пугачёву, её мужей и их друзей, а также всех «поваров, готовивших» это традиционное праздничное оливье, всегда ругают. Из года в год. Ваш покорный слуга ещё десять лет назад в новогоднем обзоре под названием «Праздник, который всегда» писал примерно то, что сейчас в социальных сетях, брызжа сарказмом, пишут все. О Константине Эрнсте в том числе. А когда недавно в «Фейсбуке» перепостили «Шоу суррогатов» (новогоднюю заметку трёхлетней давности), то многие восприняли её как отклик на самые последние новогодние телесобытия. Ничего не изменилось? Или, напротив, в последнее время что-то сдвинулось в восприятии ящика? Допекло? Вода камень точит?

В январе 2017-го произошла маленькая революция – мировое телевизионное зло вдруг персонифицировалось. Приобрело лицо. Добродушное, несколько полноватое, но пригожее и родное. Ставшее в одночасье ненавистным. И все – на одного! На самого известного из российских медиаменеджеров. Набросились и простые зрители, и непростые. Как с цепи сорвались. Кто в этом виноват? И он – в чём?

Социальные сети начали бурлить ещё с конца декабря, а 1 января взорвались, и все каникулы сверкали гневными критическими петардами, хотя новогодний эфир на Первом был отнюдь не самым худшим. А судя по рейтингам, напротив, лучшим среди федеральных каналов. Его смотрели все, потому и ругали все. Парадокс?

Что-то по совокупности достало.

Наиболее ярко прорвало Макса Фадеева. Известный композитор и продюсер, презрев корпоративную солидарность, обрушился на коллег с Первого канала и «России 1». В своём блоге он, предварительно восхитившись эфиром «Культуры», где пел Паваротти, подверг поношению то, что происходит на других каналах: «Невозможный репертуар, лубочная картинка, жуткие шутки; и всё вместе это – просто погружение в АД!.. Мне интересно, сколько просуществует ещё в таком виде «развлекательное» телевидение? Неужели они не видят, что это просто уже стыдно! Бездарные сценарии и их воплощение – верх пошлости! Жаль наших артистов, которые по привычке соглашаются участвовать в «бале у сатаны»! Господи, когда закончатся эти «Песни года» и «Голубые огоньки»?

Конечно, мы солидарны с разоблачительным пафосом Максима Александровича, тем более что что-то подобное «ЛГ» писала лет пять назад, критикуя, правда, как раз Фадеева с его выдающимися творениями «Муси-Пуси» и «Джага-Джага». Разумеется, ему обидно, что в «Голубых огоньках» Снегурочка-Глюкоза не спела бессмертный фадеевский шлягер: «Танцуй, Россия! И плачь, Европа! А у меня самая красивая (п)опа!»

А если Максим Фадеев возглавит развлекательное телевидение на Первом? Туда вмиг переселятся «Большая опера» и «Венские балы» с «Культуры»? Канал станет не коммерческим, а просветительским, человеческим, полезным для народа? «Пусть говорят» и «Давай поженимся» выметут поганой метлой, сериалы все будут уровня «Ликвидации»? Прекратятся плевки в советское прошлое, в «Голосе» запоют только по-русски? Все из тех, кто осточертел, уйдут по-английски?..

Нет, не уверен. Боюсь, перемены будут такие же, как при смене тренеров нашей футбольной сборной. Впрочем, роль личности в этой истории нельзя недооценивать.


17-1-3.jpg

Порождённый прародитель

Никто толком не знает, кто на «России 1», НТВ, ТВЦ или ТНТ руководит развлекательным эфиром («русскими бабками», Максимом Галкиным, королём Киркоровым, императрицей Аллегровой, чебурашкой Моисеевым, Артуром Пирожковым, Гариками Бульдогом и Мартиросяном). А вот Эрнста знают все. Он за всё и за всех получает. И не только за телевидение, которым рулит больше двадцати лет (с 1995 года – генпродюсер на первой кнопке, а с 1999-го – её гендиректор), но и за кино, которым самоотверженно, используя своё служебное положение, занимается. Он – «наше всё», «и нашим и вашим», элитарный и народный, западник и государственник, чиновник-неформал, плоть от плоти новой России. Она же рождалась на его глазах: Горбачёв строил социализм с человеческим лицом, потом Борис Николаевич – капитализм с… разными лицами. С кем только не приходилось находить общий язык: и с демократами, и с бандитами, и с Березовским, и с другими равноудалёнными товарищами, и вдруг перешёл на сторону народа, и стал патриотом. Но всегда неотвязно думал о главном: о России и о рейтинге. И продюсировал, продюсировал. Сколько за четверть века напродюсировано, страшно подумать.

А тут вдруг 17-й год с Аллой Борисовной из прошлого века! Да ещё скандальный «Викинг» с миллиардным бюджетом. И то и другое подвергается поношению. С какой безоглядной отвагой Константин Львович бросился на их защиту! Громовержец и громоотвод. В ответ на «антипугачёвскую» петицию с требованиями обновить контент и сменить контингент на «балу у сатаны», которую подписали около 150 тысяч зрителей, он заявил: «У телевизора сидят люди, которым нравятся Алла Борисовна, София Ротару и другие персонажи. Мы же не меняем основной салат на Новый год, и ёлочка у нас стоит!» И совершенно прав, если провести референдум среди телеаудитории о самых желанных ингредиентах новогоднего меню, то сразу после ёлочки там будут Пугачёва, Ротару и Басков, а Стинг и Нетребко с «Виртуозами Москвы» значительно уступят «Кривому зеркалу» Петросяна. Такой у нас зритель. Взращённый телевизором.

Эрнста поддержал заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин: «В России лучшее в мире телевидение, и те, кому не нравится его новогоднее содержание, могут его не смотреть». Тоже резонно: я, например, в это новогодие так и сделал, не смотрел (потом наслаждался в записи). Насчёт того, какое у нас «лучшее в мире телевидение», мы много писали, и про «лучший российский фильм «Викинг», как нас настойчиво убеждают на Первом канале, тоже успели. Там, кроме регулярной крайне агрессивной рекламы (как кинопродюсер Эрнст оплачивает её гендиректору Эрнсту?), показали телефильм про то, как снимался великий «Викинг».

В промоушен блокбастера был вовлечён даже президент, чего Эрнсту не могут простить многие. Известный драматург Евгений Гришковец возмущённо написал о телерепортаже, в котором президент в окружении создателей фильма смотрел картину: «Что он мог сказать при артистах? К тому же я сомневаюсь, что президент смотрел весь фильм… Он почти застенчиво ответил, а скорее ушёл от ответа, мол, фильм может вызвать разные мнения, что это не документальное кино и что он посмотрел бы этот фильм ещё раз. Ну а как ещё можно отвечать на такой вопрос в присутствии тех, кто этот фильм делал?.. И вот те, кто президента любит, те, кто ему доверяет, пошли в кинотеатры… Это первый в этом году удар по бесконечному доверию многих людей своему президенту...

«Викинг» – это не просто плохо. Это стыдно».

Опять стыдно? Ничего не стыдно. Стыдно было при социализме, сейчас эта старомодная категория не действует. Однако поразительно, что тонкий ценитель искусств Константин Эрнст искренно полагает, что снял выдающийся фильм. Главная беда блокбастера, на мой взгляд, не в том, что он антиисторичен, грязен, невнятен или нелеп, а в том, что скучен и претенциозен. Эрнст полагает, что только из-за козней завистников зритель в кинотеатры идёт не такими толпами, как хотелось? И почему бы не подключить все связи, чтобы порадеть своему детищу? А те, кто считает, что Эрнст не имеет права беззастенчиво эксплуатировать ресурс Первого канала для рекламы собственного проекта, жалкие, ничтожные люди. Это бизнес, и ничего личного, точнее, личное здесь всё! Первый канал – абсолютно органичное порождение того капитализма, который установился в России в 1991 году, и Константин Эрнст один из его столпов, как и упомянутый руководитель Роснано.

Беда в том, что у российского общества нет рычагов влияния на ТВ. Никаких! Идею общественных советов, которые успешно действуют на Западе, в России похоронили. И правильно, теленачальники лучше знают, что мы хотим смотреть. Так что не верьте слухам!

Тэги: Константин Эрнст Телеэфир Развлекательные программы Новогодние передачи
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Пошлость и противоядие к ней

    27.09.2023
  • Космические съемки

    20.10.2021
  • Простим угрюмство?

    07.04.2021
  • «Беззубые, бездарные, просто пошлые…»

    02.01.2021
  • Триллер с червоточиной

    28.10.2020
  • Хамство и провокации

    74 голосов
  • Добрый очкастый мальчик

    66 голосов
  • Блудный сын Отечества

    60 голосов
  • Дотянуться до Победы

    58 голосов
  • Триллер с червоточиной

    53 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS