Перейти к содержанию
  Среда 27 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Новый сакс-символ России

Ковалёв Константин Ковалёв Константин — 01 января 2007

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО

В Москве прошли этапные выступления джазмена Алекса Новикова, показавшие особую приверженность публики к музыке «не для всех»

С ФРЕНСИСОМ ГОЙЕЙ И ДЖОРДЖОМ БЕНСОНОМ
Две выдающиеся гитары прозвучали дуэтом с саксом Алекса этой осенью. Одна – в Светлановском зале Московского дома музыки, когда обласканный европейской публикой виртуоз из Бельгии Френсис Гойя решил, в частности, пронять российского слушателя мотивами Александры Пахмутовой. Другая – совсем не похожая на предыдущую, неистовая и быстрая – в Государственном Кремлёвском дворце, где уже давно признанный в нашей стране, приехавший из США неповторимый и уникальный Джордж Бенсон – мировая звезда – захватывал души юных поклонниц, наигрывая и напевая известнейшие шлягеры о любви.

Рядом с мэтрами, бок о бок, такт в такт звучал саксофон, который создавал вместе с вибрирующими гитарными струнами особые звуковые и слуховые ассоциации, не совсем привычные даже для искушённых знатоков джаза. Виртуозно управлял звучанием инструмента Алекс Новиков, который в очередной раз стал «соучастником» необыкновенных феерий на московских музыкальных сценах. Появление джазмена рядом с великими именами нашего времени становится уже привычным.

Музыка роднит всех. У неё нет языковых барьеров. А стилевые разнообразия для профессионального музыканта, такого, как Алекс, – лишь возможность выразиться в ещё большей степени, показать многогранность своего таланта.
Френсис Гойя – мелодист и мастер классической гитары в её электромузыкальном сценическом воплощении. Он увлекает мелодической интригой, оригинальными аранжировками, напоминает о чём-то главном из музыкального прошлого самых известных напевов, возвращает оптимизм молодости. Джордж Бенсон заражает энергией джаз-рока, пробивает душу неповторимым тембром своего голоса, просто сбивает с толку темпом игры на электрогитаре и чувственностью своих пальцев, не знающих остановки и отдыха. Когда он вослед за своей гитарой повторяет собственным голосом в унисон мелодии, которые являлись для классиков джаза лишь признаком умелого инструментализма, то кажется, что на свет появился ещё один носитель звука, рождённый живым человеком. И сливаясь воедино, две мелодии – голосовая и рождённая с помощью электричества – создают особую музыку, врывающуюся в наши уши так, будто слуховые органы никогда не воспринимали аналога подобного звучания в природе. Великий современник, лауреат нескольких премий Огатту, один из ведущих воплотителей фьюжн-идеи джаза, он стал человеком, сумевшим совместить элитарную джазовую музыку, поп-музыку и фанк. Но на московском концерте в звуковой поток Бенсона с такой же простотой и естественностью вдруг влился и глас российского саксофона, который быстро доказывал присутствующим в зале, что его тут не хватало, без него импровизация была бы незаконченной, незавершённой и неполной.

Этой осенью мы ещё раз увидели Алекса Новикова как музыканта, способного играть легко и непринуждённо, быстро и мастерски, с исполнителями любого уровня, даже такого, которого в Москве трудно сыскать. Его саксофон звучал вместе и рядом со звёздами самой первой мировой величины. Судьба удостоила его такой возможности. И если подобный праздник выпадает в творческой жизни музыканта, то ему остаётся ответить тем же – влюбить в себя публику и, выходя из тени признанных мэтров, выплывать на собственное музыкальное русло и поток мейнстрима. Зал на последних московских выступлениях Алекса Новикова аплодировал всем на равных. Публика поняла и искренне принимала дерзновение московского джазмена. И это была настоящая победа.

ОДИН НА ОДИН С ПУБЛИКОЙ
Алекс Новиков сделал почти невозможное для современного российского джазмена. Он дал подряд несколько концертов в Москве, не убоявшись как обычных, но при этом весьма пресыщенных, столичных слушателей, так и признанных знатоков жанра.

У саксофониста, правда, была мощная поддержка – те токи музыкального взаимопроникновения, которые всегда завладевают публикой, приходящей на качественные джазовые концерты. Вечер импровизации стирает все границы, зал заряжается энергией, заставляющей людей раскачиваться в такт мелодии, покачивать головами и коленями, ритмично двигать руками, подпевать, насвистывать, отчего возникает ощущение, будто на саксофоне играет не только солист на сцене, но и в руках у каждого гостя – свой инструмент, а поэтому все вместе мысленно принимают участие в извлечении звуков. Алекс заставляет публику работать вместе с ним. Проживать известные мелодии, вспоминать забытые шлягеры, мечтать о будущем, как это звучит в его «Рождественской сказке».

На всех трёх осенних концертах Алекса Новикова залы были полны.

В Национальном культурном центре «Российский подарок» в Москве собрались близкие друзья и знакомые. В этот вечер презентовали не только музыку, но и книгу о самом джазмене, которая предстала перед публикой в виде его творческого портрета. Алекс был в ударе. На едином дыхании прошёл концерт, в котором приняли участие также ансамбль «Формат-А» и певица Michel. Всемирно известные произведения классического и популярного джаза звучали для гостей как родные. Даже неискушённый слушатель почувствовал себя на вечере музыки в стиле фьюжн, словно в родном доме. Зал долго не отпускал джазмена. Солисту вручил букет народный художник СССР Александр Шилов, а один из гостей вечера – легенда отечественной музыки, композитор, народный артист России Александр Рыбников – уже готовился к будущему совместному выступлению с джазменом в Московском доме музыки. Незабываемо, на одном дыхании и в полной тишине прозвучала проникновенная джазовая мелодия, которую Алекс посвятил своему отцу, присутствовавшему в зале.

Но уже в своей сольной программе «В дни поздней осени. Чувства, отношения, любовь» Алекс Новиков вновь собрал заиндевевшую от первых зимних морозов и непогоды публику в уютном Светлановском зале МДМ. Современная архитектура и московский джаз оказались весьма совместимыми для восприятия. Гостей снова ждал незабываемый праздник. Джазмен сумел просто влюбить в себя публику. Концерты оказались на поверку большим музыкальным спектаклем, где звучала не только музыка, но слушатель мог встретиться с известными исполнителями и познакомиться с новыми оттенками их голосов, стать свидетелем и соучастником некоей импровизированной постановки, где каждый выходящий на публику становился своеобразным актёром, исполнявшим свою роль. Среди выступивших на сцене – Надежда Бабкина со своим коллективом, эпический и монументальный Иосиф Кобзон, особенно проникновенная Елена Тёрлеева, искромётная джазовая солистка Michel, уникальный исполнитель чечётки Владимир Кирсанов. Апофеозом концертов стало совместное с Алексом выступление театра композитора Алексея Рыбникова (он был за роялем), исполнившего композицию «Аллилуйя любви» из рок-оперы «Юнона и Авось». Не только они, но и многие другие известные исполнители уже стали частыми гостями Алекса Новикова. Элементы театрализации и тщательно подготовленные концертные номера с популярными солистами становятся отличительной чертой выступлений джазмена. Думается, что мы являемся свидетелями рождения определённой традиции в концертах Алекса, который дарит публике не только радость общения с джазом, но и настоящий музыкальный театр, отдельные сцены и номера которого в будущем могут стать его визитной карточкой.

Умение собрать друзей и создать без сценария воплощённый вечерний праздник – его отличительная черта. В центре события, как всегда, небольшой, но звучный инструмент – саксофон. И пока он оживает в руках Алекса Новикова, будут оживать и концертные площадки Москвы, которые, и мы это хорошо знаем, нуждаются в этом сегодня как никогда.

Константин КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ


Код для вставки в блог или livejournal.com:

Новый сакс-символ России

В Москве прошли этапные выступления джазмена Алекса Новикова, показавшие особую приверженность публики к музыке «не для всех».

2009-12-09 / Константин КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

 

Константин Ковалёв

Константин Петрович Ковалёв (Константин Ковалёв...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты