Постановление правительства Московской области о возрождении Московской областной филармонии было принято в августе прошлого года. Непростая задача – воссоздать полноценную музыкальную организацию спустя 10 лет после её закрытия – была возложена на нового директора Ильгиза ЯНБУХТИНА, имеющего большой профильный опыт работы в симфоническом оркестре Москвы «Русская филармония», одном из ведущих симфонических коллективов России.
О том, что уже сделано и чем порадует подмосковную публику Московская областная филармония в новом сезоне, наш сегодняшний разговор.
– Ильгиз Ришатович, филармония воссоздана в результате реорганизации Московского областного продюсерского центра, прошёл почти год, каковы первые результаты вашей деятельности?
Фото: Игорь ЧУНУСОВ |
– Воссоздание областной филармонии было необходимым и закономерным шагом. Но легче с нуля создавать новый проект. Как известно, реконструкция всегда обходится гораздо дороже, чем новое строительство.
Можно было бы избежать многих проблем, связанных с реорганизацией, учитывая непростое наследство, доставшееся нам от Продюсерского центра. За прошедшее время многое сделано, но ещё больше предстоит. Проведена творческая аттестация всех коллективов и такие необходимые при любой реорганизации действия, как аудит, контрольно-ревизионные проверки, инвентаризация и прочее. Всё приходится делать одновременно – и разбираться с этим «наследством», и созидать. С весны после проведения необходимых организационных мероприятий начали серьёзно заниматься коллективами. Резко повышаются планка профессиональных требований и интенсивность работы. Меняется всё, в филармонии – новый фирменный стиль, новый сайт, новый репертуар, новые звёздные имена на афишах и новая команда. Мы хотим создать такую отвечающую современным требованиям организацию, в которой будет сформирован баланс между классикой, народной и популярной музыкой, и предоставлять художественный продукт самого высокого качества для зрительской аудитории Подмосковья.
– И что же досталось вам в наследство?
– Оно оказалось очень пёстрым и разнородным. Это те коллективы, которые были в составе ещё прежней филармонии, а затем Продюсерского центра. Пёстрое – это разный уровень профессионализма и востребованности плюс абсолютно разные жанры. Последнее меня, кстати, не пугает, поскольку филармония – разножанровое образование. Это классическое направление как основное филармоническое ядро, народная музыка, что особенно характерно для Подмосковья, и популярная. В советское время Московская областная филармония, имеющая довольно богатую историю, славилась в том числе и эстрадно-популярным блоком. Можно вспомнить немало звёздных имён, которые держали свои трудовые книжки и работали именно в областной филармонии: Алла Пугачёва, Владимир Кузьмин, Жанна Агузарова, Алёна Апина, Филипп Киркоров…
– Сохранился ли прежний состав коллективов и будете ли вы привлекать новые?
– Есть коллективы, которыми можно гордиться, они даже не общероссийского, а мирового масштаба, как, например ансамбль тембровых баянов «Русский тембр». Он широко известен за рубежом, прежде всего в странах с развитой аккордеонной культурой.
Но были и противоположные примеры. Не говоря уже о том, что приходится ставить с нуля концертную деятельность, формировать долгосрочные отношения с залами, которые имеют свои собственные представления о том, как надо работать. Да и персонал бывшего Продюсерского центра, мягко говоря, привык работать в других условиях.
В первую очередь изменения коснулись Государственного академического Московского областного хора им. А.Д. Кожевникова, который всегда был неотъемлемой частью филармонии. Произошло уникальное событие, когда филармония привлекла к сотрудничеству и долгосрочному партнёрству крупнейшую федеральную структуру – основную кузницу кадров оперного и хорового искусства – Академию хорового искусства им. В.С. Попова. Ректор академии и член президиума Всероссийского хорового общества Николай Азаров возглавил хор с июня. Уже прошли несколько концертов, и ситуация с точки зрения профессионального качества кардинально изменилась. В самом хоре совершенно другой морально-психологический микроклимат, и теперь нет проблем с молодыми перспективными кадрами.
Происходят изменения в ещё одном коллективе – камерном оркестре «Инструментальная капелла». Её возглавит всемирно известный пианист Александр Гиндин, который уже с марта работает в областной филармонии в качестве солиста.
Важный и фундаментальный вопрос – преобразование и развитие фольклорного блока. В филармонии немало коллективов этого жанра: оркестр «Гусляры России», ансамбль русской музыки и танца «Садко», оркестр русских народных инструментов «Русские узоры». Рассматриваем возможность создания в рамках филармонии Центра развития этнической музыки, в состав которого войдут эти коллективы и где будет совершенно другая программная политика.
Что касается привлечения других коллективов и исполнителей, будем ориентироваться на уже зарекомендовавшие себя и востребованные имена. Могу сказать сразу, это будет «штучный товар». Мы должны создавать достойную репутацию Московской областной филармонии.
– Есть ли у филармонии своя репетиционная база?
– У нас есть арендуемое помещение на улице Радио в Москве, тоже доставшееся в наследство от Продюсерского центра. Некоторые коллективы арендуют отдельные помещения для репетиций, так сложилось исторически. Сейчас на повестке дня вопрос и о своём концертном зале. Наличие зала – необходимость, а не блажь. Именно собственный концертный зал позволяет любой филармонии в любом регионе полноценно выполнять свои уставные профильные функции.
– Где будут проходить концерты ваших коллективов?
– По всему Подмосковью, естественно, и на ведущих столичных площадках. Сейчас идёт формирование новой репертуарной политики. Впервые за десятилетие создаётся единая филармоническая афиша по всей области. Это позволит давать подробную и достоверную информацию о том, что, где и когда происходит. Надо осваивать огромную территорию с совершенно разными залами и возможностями, поэтому будут разные программы. Но главное – качество во всём. К нему надо приучать не только зрителей, но и залы тоже. Они в собственном соку варятся и имеют порой причудливые представления о качестве.
С января этого года мы начали тестировать в разных подмосковных городах ряд проектов, и, судя по тому, какая была реакция зрителей, по-настоящему качественный музыкальный продукт востребован. Уже возникли идеи введения системы абонементов на филармонические концерты.
– Где именно проходили выступления?
– В Красногорском ДК «Подмосковье», Культурном центре им. Любови Орловой в Звенигороде, Серпуховском Гортеатре и других. Кроме того, филармония уже заявила о себе на самых важных культурных событиях прошедшего сезона. Среди них официальное открытие Года культуры в январе в ДК «Подмосковье» города Красногорска с участием губернатора Подмосковья Андрея Юрьевича Воробьёва, а также выступление «Русского тембра» в культурной программе зимней Олимпиады в Сочи, празднование Дня славянской письменности и культуры 24 мая с участием тысячного сводного хора Московской области на площади Коломенского кремля, участие в праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде 19 июля.
– В составе филармонии – несколько оркестров. Как обстоят дела с музыкальными инструментами, несомненно, их надо обновлять?
– Это очень сложный вопрос, к решению которого только подходим. Решить проблему приобретения дорогостоящих музыкальных инструментов невозможно без помощи со стороны учредителя. Сейчас же у нас на повестке дня – пошив концертной одежды для хора. Это необходимая инвестиция на несколько сезонов вперёд.
– Расскажите о ваших творческих планах на новый сезон.
– Наша концертная деятельность имеет две составляющие. Первая – регулярные концерты силами коллективов филармонии и приглашённых партнёров. Вторая – целевые тематические проекты. Одним из них станет детский образовательно-просветительский цикл с использованием современных технологий. В том числе – уникальный проект «Сказка в русской музыке» с видеопроекциями, реализуемый совместно с симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», образовательная программа «Классическая музыка – высокая и доступная» с участием заслуженного артиста России Александра Гиндина, тележурналиста Артёма Варгафтика и ансамбля солистов «Эрмитаж».
Также к новому сезону готовится симфонический проект, посвящённый сразу двум юбилеям композиторской династии Дунаевских: 70-летию Максима Исааковича и 115-летию со дня рождения Исаака Осиповича. Обязательно будет создана программа к знаменательной дате 2015 года, мимо которой мы не можем пройти, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
С Ольгой Кормухиной планируем серию концертов в разных муниципальных образованиях Подмосковья. Целевые проекты очень важны, они существенно ускоряют развитие областной филармонии.
Кроме того, мы сейчас берём на себя организацию регулярных концертных программ в областных музеях и усадьбах. Думаем и о фестивальных форматах, но это дело будущего.
– Когда откроется новый филармонический сезон?
– Концерты уже идут в разных городах и посёлках Московской области. А официально мы откроем новый сезон 2014–2015 годов 28 сентября в концертном зале Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представит российскую премьеру концерта для фортепиано с оркестром Игоря Райхельсона. Его исполнит выдающийся представитель мировой фортепианной элиты – Борис Березовский, которому композитор посвятил своё произведение, за дирижёрским пультом – Хобарт Эрл (США).
Игоря Райхельсона называют одним из ведущих современных композиторов-неоромантиков. Его мелодичная, экспрессивная музыка пользуется популярностью во всём мире. В основе творчества Райхельсона – сочетание джаза и классики. Также в концерте прозвучит музыка Джорджа Гершвина и Толибхона Шахиди. Для нас открытие первого полноценного филармонического сезона – знаковое событие в знаковом для всей России и Подмосковья месте.
– Формирование вкуса, интереса к классической музыке и привлечение в залы публики на концерты – задача не из лёгких. Как вы собираетесь её решать?
– Только методичностью, регулярностью и, как я уже не раз говорил – высоким качеством. К нашим коллективам предъявляются всё более высокие требования. Не все должны быть гениями, но есть профессионализм. Филармония по определению занимается исключительно профессиональным искусством. Московская область заслуживает артистический продукт самого высокого качества, при этом доступный для населения. Но мы – реалисты и понимаем, что экономически ситуация разнится в Москве и области. В Подмосковье – другая средняя цена билета, разрушенный филармонический рынок. Его надо воссоздавать. Надо людей приучать воспринимать качественное музыкальное искусство – как взрослых, так и детей, формировать потребность посещать концерты и покупать билеты на них.
– Вы готовы к полупустым залам?
– Там, где предлагается востребованный продукт, пустых залов, как правило, не бывает. Мы иногда заранее плохо думаем о людях. На самом деле им это действительно надо, они моментально понимают, где – качество, а где – халтура. Поэтому от нас самих многое зависит. Наступающий сезон будет решающим с точки зрения грамотной и системной постановки работы филармонии.
Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРИНА