В марте 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви». В настоящее время разрабатывается концепция восстановления и развития монастыря. Создан Попечительский совет, возглавляемый президентом РФ, и Благотворительный фонд. Одна из первоочередных задач – вывод из стен монастыря Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», долгие годы являвшегося главным музеем Московской области.
В 1656 году патриарх Никон, часто проезжавший через холмистую долину реки Истры по пути в Иверский монастырь на Валдае, задумал превратить эти места в копию Палестины. Так был создан Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, на три столетия ставший крупнейшим духовно-просветительским и паломническим центром России. Десятки тысяч людей приезжали сюда, чтобы поклониться священным подобиям иерусалимских святынь и принять участие в богослужениях, совершавшихся по особому уставу.В 1919 году монастырь был закрыт, а в его стенах был устроен общедоступный музей – сначала историко-архитектурный и художественный, а с 1935 года – Московский областной краеведческий. Благодаря музею Новому Иерусалиму удалось избежать разгрома, которому подверглись многие архитектурные шедевры в 1920–1930-е годы. Однако, выстояв в первые годы советской власти, монастырь был разрушен немецко-фашистскими оккупантами в конце 1941 года. От взрывов обрушились своды и перекрытия Воскресенского собора, многоярусная колокольня, все 8 башен на стенах ограды и надвратный Входоиерусалимский храм, повреждены другие здания и сооружения.
– 1941 год – самое страшное потрясение для музея и для самого ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря, – рассказывает директор музея Наталья Абакумова. – До войны музей был довольно богатым, он был известен далеко за пределами Московского региона. Когда началась война, к сожалению, не все коллекции были подготовлены к эвакуации. В основном тогда в Алма-Ату был эвакуирован фонд особо ценных предметов – бывшая монастырская ризница, предметы из ценных металлов и драгоценные ткани, и там всё это сохранилось. Большая же часть коллекции осталась в стенах монастыря. В Воскресенском соборе были сделаны тайники, но, как известно, собор был взорван, и при его разрушении эти коллекции пострадали. Ущерб оказался очень значительным. Разорение музея и разрушение памятников фигурировали на Нюрнбергском процессе как акт сознательного варварства. Специальная комиссия была образована уже в военные годы. Она установила размер ущерба в 47,5 миллионов золотых рублей (!). Тогда высказывались мнения, что комплекс невозможно восстановить.Уже в 1942 году здесь работала бригада Академпроекта под руководством известного архитектора Алексея Щусева. Ещё в военные годы начал разрабатываться эскизный проект реставрации, хотя даже разбор завалов и обмерные работы были сопряжены с опасностью. Были даже случаи подрыва сотрудников музея на не полностью разминированной территории.
Однако урон был настолько велик, что до сего времени обитель так и не удалось возродить полностью. Архитектурные формы монастыря в 1950–1980-е годы были восстановлены, за исключением колокольни XVII века. К сожалению, трудные 90-е годы не позволили продолжить планомерную научную реставрацию монастыря, начатую сразу после войны. Из-за недостатка средств в основном велись и ведутся ремонтно-косметические и консервационные работы. В конце прошлого века также выяснилось, что необходимо усиление фундаментов под постройками монастыря, срочное укрепление самого холма, на котором расположена обитель.
Монастырь на протяжении долгого времени был главным реставрационным проектом Московской области. Только в начале нынешнего века в рамках областной целевой программы сохранения культурного наследия правительством Московской области на реставрационные работы в монастыре было выделено 20 млн рублей.
Все эти годы музей «Новый Иерусалим» считал реставрацию памятников монастырского ансамбля своей главной задачей, порой даже в ущерб собственным делам, например, постройке фондохранилища. В 1992–94 годах музеем были проведены завершающие работы по восстановлению шатра над ротондой Воскресенского собора. С 1995 года научная реставрация была прервана, так как Воскресенский собор был передан Русской православной церкви. В обители возобновились богослужения и появились первые насельники.
Кардинально ситуация поменялась лишь в прошлом году – после посещения монастыря с неофициальным визитом президента России Дмитрия Медведева и патриарха Алексия II. Было принято решение создать Попечительский совет для оказания помощи в восстановлении святыни. В его состав вошли члены Правительства РФ, видные общественные деятели и бизнесмены. Начиная с нынешнего года, Правительству РФ поручено предоставлять Благотворительному фонду по восстановлению монастыря субсидии из федерального бюджета.
Все работы рассчитаны на 5–7 лет. Уже начато обследование сохранившихся объектов монастыря, детальное изучение их художественно-исторического облика. Идёт подготовка к проведению противоаварийных работ в целях предотвращения дальнейшего разрушения построек. Предположительно, на реставрацию и восстановление прежнего облика обители понадобится 25 млрд руб. На счёт Фонда уже поступают пожертвования от банков, коммерческих структур, а также частных лиц. Любой человек может внести свою лепту в восстановление обители.
Предстоит также большая работа по переводу музея «Новый Иерусалим» в новое здание, которое будет построено недалеко от обители, в соответствии с принятой правительством Московской области долгосрочной целевой программой «Развитие музея «Новый Иерусалим» и вывод его с территории ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря», и где будут использованы новейшие технологии по обеспечению сохранности уникальных экспонатов.
Особых усилий, в том числе с подключением международных структур, требует поиск утраченных в годы Великой Отечественной войны культурных ценностей. В рамках федеральной программы выделялись средства на подготовку Сводного каталога утраченных ценностей РФ в период Великой Отечественной войны. Том под номером 12, подготовленный сотрудниками музея «Новый Иерусалим», считается одним из лучших. В общей сложности там описано 3008 утраченных предметов. Уже изданы три книги и ещё планируется одна, посвящённая декоративно-прикладному искусству – коллекции фарфора. Подготовить такой каталог было достаточно сложно, поскольку в годы войны очень сильно пострадал музейный архив, частично были утрачены и инвентарные книги. Этот нелёгкий труд лёг на плечи коллектива музея во главе с заведующей историческим отделом Людмилой Невзоровой.
Сейчас в музее около 170 тысяч экспонатов. Практически заново были скомплектованы за прошедшие годы художественные коллекции: древнерусской живописи и икон, медного литья, русского и западноевропейского фарфора, редких книг, документальных материалов, светской живописи и графики досоветского периода. Уникальной считается коллекция русской живописи XX – начала XXI веков. И она постоянно пополняется. Сотрудники музея в своё время выбрали редкий для регионального музея путь – они стали собирать произведения художников, которые тогда ещё не были известны: Анатолий Слепышев, Александр Волков и его сыновья Валерий и Александр, Игорь Купряшин, Андрей Гросицкий и другие. Сейчас это мэтры. Их творчество принято теперь называть русским искусством советского периода. Музей имел возможность приобретать и редкие
Начальник Управления сохранения и популяризации культурного наследия Министерства культуры Московской области Елена Куценко:
– Музею действительно предстоит сложный период. Сегодня он, осознав свои сильные и слабые стороны, совместно с Министерством культуры Московской области и при участии представителей экспертного сообщества разработал научную концепцию программы комплексного развития. В соответствии с ней он и будет в ближайшие годы работать. Этот научно обоснованный документ готовился на основе анализа деятельности музея, особенностей его истории и живых традиций. Он учитывает материальный и интеллектуальный ресурс учреждения, сложившийся опыт исследовательской, выставочной, просветительской, хранительской работы музейного коллектива. Это позволяет нам уже сегодня представить (с учётом, конечно, обеспечения финансирования всех необходимых мероприятий по проектированию, строительству здания музея, планируемых на период до 2012 года) образ музея.
В соответствии с современным взглядом на музей и изменением музейной миссии это будет не только экспозиционно-выставочное пространство и хранилище историко-культурных ценностей, но и место встреч, культурных форумов, творческих акций, образовательных программ. Здесь разместится кафе, многофункциональный зал, найдётся место для творческих студий и временных мастерских художников, сотрудничающих с музеем. 10 тыс. кв. м займут экспозиции и выставки, работающие по принципу периодической сменности и дополняемости основной экспозиции, поэтому это будет легко трансформируемое на отдельные самостоятельные части пространство с удобными условиями для экспозиционеров и без ущерба для посетителей. Около 3 тыс. кв. м займёт фондохранилище. Музеем предусмотрена система мер, обеспечивающих современное нормативное хранение музейных ценностей, их защиту от разрушений, повреждений, от преступных посягательств, будут созданы оптимальные условия для изучения и экспонирования. Функционально и технически в эти меры, конечно, будут входить и эффективные современные системы освещения и кондиционирования. Большое внимание будет уделено посетительскому сервису: просторные фойе, удобные лестницы и пандусы, открытая терраса и внутренний дворик, сувенирный и книжный магазины, художественный салон, комфортные гардероб и туалетные комнаты. Удобные помещения будут созданы и для сотрудников. В здании разместится научная библиотека на 20 тыс. книг и читальный зал, а также реставрационные мастерские, в которых специалисты смогут работать с разными видами материалов, а «лечить» можно будет экспонаты и из других подмосковных музеев.
Музей мы видим новым активным культурным центром в Подмосковье. Научный форум, общественный клуб, ателье художников, мультимедийная лаборатория, детские кружки, арттерапевтические программы для посетителей с особыми потребностями – всё это сможет включить в себя современный музей, оставаясь, как и прежде, хранителем национального культурного достояния.