Этому замечательному зодчему не повезло с фамилией, которую он менять категорически не захотел. Зато построенные по его проектам здания до сих пор украшают Северную столицу.
Родился Ной Троцкий 130 лет назад в Санкт-Петербурге в скромной семье наборщика типографии. Кто ж тогда мог предположить, что, войдя в надлежащие лета, этот мальчик возведёт много прекрасных зданий? Что он станет одним из строителей Санкт-Петербурга, что имя его войдёт в тот же круг архитектурных легенд, наполненный именами Еропкина, Монферрана и Росси?

В старой России еврей мог жить и вне черты оседлости, если являлся ремесленником или ценным специалистом иного профиля. И учиться в гимназии он мог, потому что «процентную норму» обходили все кому не лень. Для маленького Ноя – как раз обошли. Будущий архитектор окончил так называемое реальное училище – гимназию, в которой упор делался не на латынь и греческий, не на историю античности, а на преподавание математики, живых языков и естественных предметов: физики, химии, естествознания. Ещё Ной посещал рисовальные классы под руководством Николая Рериха. В 1913 году он поступил на архитектурное отделение в Академию художеств. Параллельно с Академией художеств талантливый юноша с 1920 по 1921 год учился во 2-м Политехническом институте и получил звание инженера-архитектора.
Петербург (Ленинград) не мог не строиться. Сразу после Гражданской войны население стремительно увеличивается; к 1930-м оно превзошло дореволюционную численность и продолжило расти. Немудрено, что архитекторы были остро необходимы. Правда, востребованность профессии означала и высокий уровень конкуренции. Ной Троцкий в таких условиях сумел выделиться. В 1920-м, в 25 лет, он получил первые премии на следующих конкурсах: на планировку Нарвского района Петрограда, на комплекс первых районных бань на Ватном острове. А также II премию в конкурсе на здания душевых павильонов в Петрограде.
В 1926-м появляется его первый крупный самостоятельный проект: Троцкому предложили проектирование механизированного завода по производству оконного стекла и рабочего посёлка при нём (завод «Белый бычок», Чагода, Вологодская область). Проект был осуществлён, получил почётное второе место на конкурсе на лучшую стройку «Стеклострой» (1928) и стал образцом для строительства аналогичных предприятий в Лисичанске, Гомеле, Горьком и др. В общей сложности Троцким было выполнено около двухсот проектов зданий различного назначения, половина которых оказалась премирована на конкурсах.
Считается, что в начале своей карьеры Троцкий строго придерживался модного тогда конструктивизма. Пожалуй, это не совсем так. Допустим, здание 2 ГЭС (1923 год) – ещё «чистый» конструктивизм, а вот Кировский райсовет и Мясокомбинат имени Кирова (1930–1935), Василеостровский дворец культуры (1931–1937) – это уже конструктивизм какой-то особый… Конструктивизм Троцкого. А уж здание НКВД на Литейном (1931–1935), получившее в народе название Большой дом, тем паче.
Вокруг Большого дома всегда ходили легенды. Одна из них утверждала, что в здании имеется несколько подземных этажей с пыточными комнатами. Однако подземный этаж там на самом деле один – бомбоубежище. Периодически также возникали дискуссии о том, что строение выглядит чужеродным на фоне остальных. Иначе считал известный архитектор, художник, историк искусства Петербурга Владимир Исаченко: «Здание, решительно отличающееся от всех соседних зданий, вписалось в панораму невских набережных, внесло в неё новый акцент, а самое главное – не стало диссонансом».
Ной Троцкий уже в юности склонялся отнюдь не к конструктивизму. В дипломной работе «Дом цехов» специалисты видят следы и романской архитектуры, и итальянского Возрождения. Но в ней проявилась и творческая индивидуальность архитектора: не столько «следование» стилям, сколько их вольное слияние. Например, в 1922–1923 годах молодой зодчий получил I премию в конкурсе на Дворец труда в Москве. Проект оценили как «наиболее яркий пример архаизирующей романтики».
Вообще есть удивительная закономерность: «разностилье» Санкт-Петербурга тем не менее образует единый гармоничный ансамбль. Всё, что в нём возводится, удивительным образом создаёт некое единство – не архитектурного стиля, а скорее духа. Вот и Ной Абрамович отменно вписал свои здания в ансамбль города на Неве – как многие и до него. Почему это важно? Потому что Петербург состоялся как имперский город. Помпезный, прекрасный, классический – с колоннами, памятниками, портиками, абаками, арками. Даже самые современные сооружения вынуждены подчиняться этому стилю. Здание Национальной библиотеки на Московском проспекте – новые материалы, другая эпоха, – а стиль тот же.
Не случайно в 1930-е утверждается помпезный и величественный «сталинский неоклассицизм», во многом похожий на классицизм или «псевдоклассицизм» конца ХIХ – начала ХХ века. Здание Ботанического института на улице Профессора Попова возводилось в 1902 году. Жилой дом и здание «ЛЕННИИПРОЕКТ» на Троицкой площади – в 1954–1956 годах. А стиль совершенно один.
В 1935 году разработан план 10-летнеrо развития города. В числе прочего предполагалось создать новый его центр – на юге. Во-первых, подальше от Финского залива с его регулярными наводнениями, повыше. Во-вторых, подальше от Финляндии – тогда советско-финская граница проходила чуть не по окраинам Ленинграда. Была и ещё одна, уже негласная цель: построить новый центр – настоящий советский. В стороне от центра исторического, слишком тесно связанного с «проклятым царизмом». В этом новом прекрасном центре на Международном проспекте (с 1950 года – проспекте Сталина) должен был быть грандиозный Дом Советов, а на площади Дома Советов – обелиски и фонтаны, трибуны для проведения парадов, триумфальные арки, памятники Ленину и Сталину. На ту же площадь должны были выходить Дом Молодёжи, Дом Красной Армии и Флота, театр, жилые дома.
Город планировалось расширять на юг, и Троцкий участвовал в этой застройке – возводил громадные красивые жилые дома на Международном (Московском) проспекте и проспекте Стачек. В 1935 году разработал типовой проект школы на 880 учащихся. По этому проекту в Ленинграде впоследствии построят 16 учебных заведений.
В июне 1936 года объявлен конкурс среди 11 ведущих архитекторов Ленинграда на проект Дома Советов. Победа в нём досталась Ною Троцкому. Дом Советов задумывался как часть огромного ансамбля – нового центра Ленинграда. Однако тот план не был реализован.
До 1941 года в глубине площади, образуемой пересечением Московского проспекта с Южной дуговой магистралью, возводился Дом Советов. Здание было построено на стыке конструктивизма и сталинского ампира. Великолепное сооружение, крупнейшее по тем временам общественное здание в стране. В Доме Советов насчитывалось около 700 рабочих помещений, 11 залов для конференций, включая зал заседаний на 3000 человек. На фотографиях видно, что возводилось здание буквально в чистом поле, за пределами тогдашнего города. В отделке должны были использоваться лучшие материалы – гранит, мрамор, ценные породы дерева. Так же «роскошно» предполагалось строить и остальные дома нового центра: чтобы превзойти масштабами, роскошью и красотой центр исторический! Эти планы сначала нарушила война. А после её окончания многое в градостроительных замыслах стало неактуальным: граница Финляндии отодвинулась, появилась идея дамбы, предотвращавшей наводнения. К тому же изменилась и идеологическая, и политическая ситуация. Никита Сергеевич старался сэкономить, где только возможно. Да и просто хотел любой ценой делать «не как Сталин».
Дом Советов, площадь, 70 домов вдоль Московского проспекта успели построить ещё до 1941 года. Созданный Троцким «сталинский Ленинград» 1930–1950-х годов – яркое продолжение архитектурной традиции Петербурга. Не повторение, а именно развитие! Созданное им грандиознее, но так же величественно и прекрасно. Благодаря таланту Троцкого исторический Петербург вырос на 20%. Ной Абрамович, к сожалению, этого не увидел: 19 ноября 1940 года после неудачной операции его убил сепсис. Но каков итог 45 лет его жизни! Яркий творец навсегда увековечил себя в архитектуре и истории города на Неве.
Сохранилась такая легенда: Троцкому предлагали изменить хотя бы одну букву в своей фамилии: пусть станет Троицким… Тромским… И тогда его именем назовут улицу в городе!
– Нет! – отвечал Ной Абрамович. – Это поганец Бронштейн украл у меня фамилию. Я Троцкий и останусь Троцким!
Время смазало политические жупелы. В 2020 году на Московском проспекте открыли сквер Архитектора Ноя Троцкого…