Книги по искусству – особый раздел литературы. О том, насколько сложно сейчас их выпускать, нам рассказывает директор издательства «Театралис» Нина ШЕБАНОВА.
– Нина Ашотовна, скажите пожалуйста, как начиналась ваша издательская деятельность?
– Начинали мы в 1999 году как издательско-полиграфическая фирма. Издавали журналы, брошюры, буклеты, оказывали полиграфические услуги театрам. Среди них газета и журнал Большого театра, журнал «Жизнь в усадьбе», журнал «Энотека». А с 2003 года начали издавать книги и иллюстрированные альбомы об искусстве и деятелях театра. И так по сей день.
– Почему вы решили заняться именно книгоизданием?
– Ох, это вообще странная история. Но так уж сложилось. По специальности я – филолог. И вот, окончив университет, начала работать в агентстве печати «Новости». А работали там тогда Галина Брежнева, Юля Хрущёва… Я проработала там почти шесть лет и поняла, что карьерного роста ждать не приходится. Самое интересное, что именно в это время меня отправили на факультет книгоиздания при Институте марксизма-ленинизма. Учёба продолжалась два года без отрыва от производства. Я тогда была в недоумении – ну как мне могут эти знания пригодиться? Я же не собиралась издавать книги, хотела писать и редактировать статьи. Однако учиться было безумно интересно, хотя я даже не совсем понимала – почему именно интересно, ведь к моей работе это не имело никакого отношения. Но добросовестно отучилась. А потом меня переманили во Всесоюзное гастрольно-концертное объединение «Союзконцерт» при Министерстве культуры. Там мы занимались организацией всевозможных гастролей наших артистов, одновременно выпускали афиши, плакаты, буклеты. И так постепенно я стала вникать в типографскую деятельность.
В начале 90-х годов при Министерстве культуры был организован редакционно-издательский комплекс «Культура», директором которого стал Михаил Ефимович Швыдкой. Он и пригласил меня на совершенно новую должность – заместителя директора по производству. Не устояв перед его обаянием, я согласилась. Издательство базировалось на выпуске редких книг, таких как «Венера в мехах» Захер-Мазоха, «Чайковский» Нины Берберовой; «Русская культура в портретах и анекдотах Сергея Довлатова» разошлась в течение одной недели, а тираж был немаленький, двадцать пять тысяч экземпляров. Работа под руководством Швыдкого была праздником длиною в четыре года. Затем он ушёл на пост заместителя министра культуры, и без него издательство перестало развиваться, и вот тогда я решила создать своё дело.
Практически всю свою продукцию мы печатаем в ОАО «Типография «Новости» – одной из лучших типографий Москвы. В некоторых проектах мы участвуем вместе и получается такой мини-холдинг.
– Как вы находите средства? Ведь на сегодняшний день производство книг достаточно убыточное дело, если фирма небольшая.
– Безусловно, если бы у нас не было заказчиков, то мы бы не выжили. Заказчики – это самое главное. Потому что книги продаются крайне медленно. Тем более что магазины порой накручивают по две цены. Представьте себе, книга о творчестве Ю.Н. Григоровича продаётся в магазине по цене более трёх тысяч рублей. Ну кто в состоянии купить такую книгу? Ценители? Конечно, нет. Те, кому наши книги нужны, не могут их купить, ходят в магазины подержать книги в руках, полистать, почитать и… положить обратно на прилавок. А тем, кто купить может, – наши книги без надобности. Ну зачем им, к примеру, книга о величайшей балерине Наталии Бессмертновой? Они и фамилии-то такой не знают. В общем, грустно всё это, и пока на книги не будет государственной дотации, наш читатель не сможет их покупать. Мы выживаем за счёт того, что сотрудничаем с многими театрами. Если есть вот этот «скелет», то всё остальное на него можно нарастить. А если его нет, то ничего не получится.
– Случались ли в вашей работе курьёзы?
– Мы напечатали буклет к гастролям одного знаменитого театра в Новосибирске и случайно в фамилии мэра города была пропущена одна буква. Мог бы быть страшный скандал. Пришлось перепечатывать, вырезать и вклеивать один лист в каждый экземпляр тиража. Эта работа продолжалась два дня и две ночи. Самое главное – мы успели.
– Какие книги вы бы особо отметили?
– Из последних работ – художественный альбом Никаса Сафронова. Мы очень долго работали над этим альбомом. Никас несколько раз менял репродукции, переставлял их, что-то убирал, что-то добавлял. А ведь уже каждый раз была полностью готова вёрстка, и приходилось всё переделывать заново. В общем, на создание этого альбома только на уровне издательства, то есть до передачи в типографию, прошло целых восемь месяцев! Это была очень скрупулёзная и тяжёлая работа. Книга «Юрий Григорович» по своей форме является энциклопедией. Она посвящена жизни и творчеству знаменитого балетмейстера, и, конечно, сопровождается большим фотографическим материалом.
Книга «Неожиданный Светланов» для меня самой стала неожиданностью. Её принесла вдова дирижёра Нина Светланова. Нина Александровна прекрасный журналист, к тому же она – профессиональный музыкант. От рукописи, которую я взяла домой, невозможно было оторваться. Мало того что книга блестяще написана, с большой любовью, она ещё и безумно интересная, в ней очень много личных подробностей. Ну кто, например, знал, что Светланов страстный футбольный болельщик и заядлый рыбак? А ещё к книге прилагается диск, на котором записаны стихи Владимира Маяковского в исполнении Евгения Фёдоровича.
Сейчас мы готовим к изданию книгу В. Ванслова «Симон Вирсаладзе», в которой будет представлено более 300 театральных эскизов художника. Планируем в следующем году издать книгу «Шесть с половиной минут», посвящённую жизни и творчеству нашего выдающегося певца, народного артиста России Сергея Захарова.
– Для того чтобы выпускать такие книги на должном уровне, нужны высококвалифицированные сотрудники...
– Для нас для всех наш коллектив – это семья. Мы команда соратников и единомышленников, любящих свою работу, которая для нас является прежде всего творчеством. И это самое главное. Наверное, поэтому у нас нет текучки кадров, как это зачастую случается там, где нет единого духа, нет сплочённости.
Страницу подготовили и