Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Нужна государственная дотация

01 января 2007

ШЕСТЬ  ВОПРОСОВ  ИЗДАТЕЛЮ

Книги по искусству – особый раздел литературы. О том, насколько сложно сейчас их выпускать, нам рассказывает директор издательства «Театралис» Нина ШЕБАНОВА.

– Нина Ашотовна, скажите пожалуйста, как начиналась ваша издательская деятельность?

– Начинали мы в 1999 году как издательско-полиграфическая фирма. Издавали журналы, брошюры, буклеты, оказывали полиграфические услуги театрам. Среди них газета и журнал Большого театра, журнал «Жизнь в усадьбе», журнал «Энотека». А с 2003 года начали издавать книги и иллюстрированные альбомы об искусстве и деятелях театра. И так по сей день.

– Почему вы решили заняться именно книгоизданием?

– Ох, это вообще странная история. Но так уж сложилось. По специальности я – филолог. И вот, окончив университет, начала работать в агентстве печати «Новости». А работали там тогда Галина Брежнева, Юля Хрущёва… Я проработала там почти шесть лет и поняла, что карьерного роста ждать не приходится. Самое интересное, что именно в это время меня отправили на факультет книгоиздания при Институте марксизма-ленинизма. Учёба продолжалась два года без отрыва от производства. Я тогда была в недоумении – ну как мне могут эти знания пригодиться? Я же не собиралась издавать книги, хотела писать и редактировать статьи. Однако учиться было безумно интересно, хотя я даже не совсем понимала – почему именно интересно, ведь к моей работе это не имело никакого отношения. Но добросовестно отучилась. А потом меня переманили во Всесоюзное гастрольно-концертное объединение «Союзконцерт» при Министерстве культуры. Там мы занимались организацией всевозможных гастролей наших артистов, одновременно выпускали афиши, плакаты, буклеты. И так постепенно я стала вникать в типографскую деятельность.

В начале 90-х годов при Министерстве культуры был организован редакционно-издательский комплекс «Культура», директором которого стал Михаил Ефимович Швыдкой. Он и пригласил меня на совершенно новую должность – заместителя директора по производству. Не устояв перед его обаянием, я согласилась. Издательство базировалось на выпуске редких книг, таких как «Венера в мехах» Захер-Мазоха, «Чайковский» Нины Берберовой; «Русская культура в портретах и анекдотах Сергея Довлатова» разошлась в течение одной недели, а тираж был немаленький, двадцать пять тысяч экземпляров. Работа под руководством Швыдкого была праздником длиною в четыре года. Затем он ушёл на пост заместителя министра культуры, и без него издательство перестало развиваться, и вот тогда я решила создать своё дело.

Практически всю свою продукцию мы печатаем в ОАО «Типография «Новости» – одной из лучших типографий Москвы. В некоторых проектах мы участвуем вместе и получается такой мини-холдинг.

– Как вы находите средства? Ведь на сегодняшний день производство книг достаточно убыточное дело, если фирма небольшая.

– Безусловно, если бы у нас не было заказчиков, то мы бы не выжили. Заказчики – это самое главное. Потому что книги продаются крайне медленно. Тем более что магазины порой накручивают по две цены. Представьте себе, книга о творчестве Ю.Н. Григоровича продаётся в магазине по цене более трёх тысяч рублей. Ну кто в состоянии купить такую книгу? Ценители? Конечно, нет. Те, кому наши книги нужны, не могут их купить, ходят в магазины подержать книги в руках, полистать, почитать и… положить обратно на прилавок. А тем, кто купить может, – наши книги без надобности. Ну зачем им, к примеру, книга о величайшей балерине Наталии Бессмертновой? Они и фамилии-то такой не знают. В общем, грустно всё это, и пока на книги не будет государственной дотации, наш читатель не сможет их покупать. Мы выживаем за счёт того, что сотрудничаем с многими театрами. Если есть вот этот «скелет», то всё остальное на него можно нарастить. А если его нет, то ничего не получится.

– Случались ли в вашей работе курьёзы?

– Мы напечатали буклет к гастролям одного знаменитого театра в Новосибирске и случайно в фамилии мэра города была пропущена одна буква. Мог бы быть страшный скандал. Пришлось перепечатывать, вырезать и вклеивать один лист в каждый экземпляр тиража. Эта работа продолжалась два дня и две ночи. Самое главное – мы успели.

– Какие книги вы бы особо отметили?

– Из последних работ – художественный альбом Никаса Сафронова. Мы очень долго работали над этим альбомом. Никас несколько раз менял репродукции, переставлял их, что-то убирал, что-то добавлял. А ведь уже каждый раз была полностью готова вёрстка, и приходилось всё переделывать заново. В общем, на создание этого альбома только на уровне издательства, то есть до передачи в типографию, прошло целых восемь месяцев! Это была очень скрупулёзная и тяжёлая работа. Книга «Юрий Григорович» по своей форме является энциклопедией. Она посвящена жизни и творчеству знаменитого балетмейстера, и, конечно, сопровождается большим фотографическим материалом.

Книга «Неожиданный Светланов» для меня самой стала неожиданностью. Её принесла вдова дирижёра Нина Светланова. Нина Александровна прекрасный журналист, к тому же она – профессиональный музыкант. От рукописи, которую я взяла домой, невозможно было оторваться. Мало того что книга блестяще написана, с большой любовью, она ещё и безумно интересная, в ней очень много личных подробностей. Ну кто, например, знал, что Светланов страстный футбольный болельщик и заядлый рыбак? А ещё к книге прилагается диск, на котором записаны стихи Владимира Маяковского в исполнении Евгения Фёдоровича.

Сейчас мы готовим к изданию книгу В. Ванслова «Симон Вирсаладзе», в которой будет представлено более 300 театральных эскизов художника. Планируем в следующем году издать книгу «Шесть с половиной минут», посвящённую жизни и творчеству нашего выдающегося певца, народного артиста России Сергея Захарова.

– Для того чтобы выпускать такие книги на должном уровне, нужны высококвалифицированные сотрудники...

– Для нас для всех наш коллектив – это семья. Мы команда соратников и единомышленников, любящих свою работу, которая для нас является прежде всего творчеством. И это самое главное. Наверное, поэтому у нас нет текучки кадров, как это зачастую случается там, где нет единого духа, нет сплочённости.

Страницу подготовили Ольга ШАТОХИНА и Ирина ОРЛОВА

Обсудить в группе Telegram

Ольга Шатохина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS