После тех пьяных выстрелов майора милиции Евсюкова в шоке вся страна. Мне отовсюду звонят: «Слыхал, что случилось? До горячки допились… Ну и традиции!.. Как теперь нам милиционерам людям в глаза смотреть?..» Понимаю – это кощунство, но на ум приходит одна и та же мысль: наконец произошло то, что проигнорировать на уровне руководства МВД уже нельзя. Надо принимать меры! Но знаю и других в нашей среде, они упрямо говорят: «Пили, пьём и пить будем – это наша традиция». Но традиция ли?
Помню декабрь 1979 года… Транссиб, Амурская область. Отделением уголовного розыска отмечаем рождение моей дочери не в РОВД, не в кафе, не в ресторане, а в сопках, в тайге за городом. Скромно. Помню и дни милиции под зорким оком замполитов и руководства. Ни пьяных, ни буйных. Может, Дальний Восток какой-то особый регион? Но до него и после мне приходилось стажироваться в Черняховске Калининградской области, в Уфе, Львове, учиться в Калининграде и Киеве, работать в сельском районе Воронежской области и в Воронеже, и нигде мне не приходилось сталкиваться с разгульным пьянством в подразделениях МВД.
Думаю, в те годы рабочая обстановка в милиции везде была примерно одинакова. На БАМе в то время не то что пьянствовать – отдохнуть было некогда, в районе по полсотни тяжёлого криминала в год, и ни психологов тебе, ни снятия стресса. И ни я, ни мне никто и никогда из сослуживцев не предлагал взять даже бутылку пива или водки для сугрева и уж тем более не назидал: пей до дна! Был порядок: выпил глоток, для экспертизы хватит – оружие сдай! Напился – уволен!..
Я отслужил с оружием, при постоянном его ношении, пятнадцать лет. Не я один, все оружие не сдавали, даже уходя в отпуск; и ни утрат, ни неправомерного применения в подразделениях, где я работал, не было. Я уже слышу возражения: то другие времена были, не было Чечни, такой преступности, совсем иные нагрузки… Да было всё! И Афганистан, и нагрузки… Денег не было – это правда. Водки не было, тоже правда. Зато была бормотуха на разлив. Питьевой спирт, самогон – хоть залейся! Однако было и другое: в МВД был строгий спрос, отсутствовала служебная коррупция. Те виды и формы, в каких она расцвела в последние десять лет, удивляют даже нас, старых оперов, видавших, казалось, всё.
Почему подобного случая МВД России не знало ни при царской охранке, ни в Гражданскую, ни в военные и послевоенные сороковые, ни при брежневском застое? Да потому, что появилось это горюшко – круговая пьяная порука. И зазвучали тосты из уст начальников всех рангов: «Осушаем до дна!», «Не пьют только болючие и подлючие!», «За тех, кто не сгинул в Афгане, кто выжил недавно в Чечне!», «За погибших!» И как тут не выпить при таких тостующих ораторах?! Да ведь только товарищи наши гибли вовсе не затем, чтобы мы спивались.
А какими современными фильмами радует нас сегодня наш кинематограф? Сплошная пьянка, глупая жизнь!.. Мы уже жить разучились. За последние десять лет всей страной пропили как минимум 17 миллионов детей. Мы обязаны были их родить – не родили. Напротив, мы сократились более чем на 10 миллионов. Общие потери за 10 лет – 27 миллионов. Так, что ли, теперь по пьяни будем отстреливать и тех, кто ещё чудом остался в живых и не разучился жить?
Чья многодумная голова додумалась в середине 90-х открыть в зданиях РОВД-ГУВД сначала буфеты с продажей спиртного, а теперь и разливаем – пожалуйста?
Кто установил порядок вертикальных и горизонтальных поздравлений с днём рождения среди руководителей среднего и старшего звена с застольями и спиртным?
Для чего в служебных справочниках стали печатать даты рождения начальников? И где, спрашивается, набраться денег и времени честному офицеру, порядочному руководителю, чтобы по нынешним традициям одарить всех заслуженных коллег-именинников своим «вниманием»?
Кто ответит?
Спасение милицейской чести, я уверен, в руках самой милиции. Нужна лишь воля. И – жёсткие меры. Без них мы не выживем!
, подполковник милиции в отставке, вице-президент Лиги ветеранов