Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Нужна профессиональная критика»

01 января 2007

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Издательство «Кварц» (Нижний Новгород) специализируется на выпуске краеведческой литературы. Сегодня у нас в гостях главный редактор Ольга Наумова.

– Когда и как было создано издательство?

– Наше издательство было образовано в 2003 году как структурное подразделение производственно-коммерческой фирмы «Кварц», занимающейся в основном строительным бизнесом (генеральный директор – депутат городской думы Н. Новгорода Дмитрий Кузин). Вначале это был разовый проект выпуска путеводителя по городу, в штате было два человека: редактор и дизайнер. Однако скоро стало ясно, что книги краеведческого плана весьма востребованы в регионе, и издательство стало разрастаться и расширять свою деятельность. Развитие каждого регионального издательства идёт своим индивидуальным путём, часто «на ощупь». Не имея возможности конкурировать с российскими производителями ни по тиражам, ни по книготорговой сети, региональные издательства стараются занять свою нишу рынка (в нашем случае – регионоведение), в которой отсутствует конкуренция со стороны крупных издательств.

Наше издательство «Кварц» восьмой год работает на издательском рынке, и развитие его, безусловно, можно считать успешным – от трёх книг, выпущенных в 2003 году (общий тираж – 8000 экз.) до 25 книг в 2010 году (общий тираж – 54 300 экз.). Но это только внешние показатели. В своём городе и области издательство прочно завоевало лидирующие позиции, показателем чего можно считать постоянный читательский спрос на книги, повторные тиражи изданий, наличие наград федерального и регионального уровня.

– Книги какой тематики вы выпускаете и что из новинок можно отметить?

– Ведущее направление издательства – выпуск краеведческой литературы самого разного профиля. Это и книги по истории края, и по истории отдельных предприятий, и справочная литература, и детская (также связанная с нижегородской историей). Среди них – «Нижегородская книга рекордов и достижений», вобравшая в себя значительные (в масштабах страны и мира) факты и события, книга С.Л. Агафонова «Нижегородский кремль», где простота и доступность изложения сочетаются с истинно научным подходом, а художественное оформление не только углубляет её содержание, но и делает книгу презентационной. Значительным событием в историографии города стал и выпуск книги «Всё для Победы», рассказывающей о многогранном вкладе ведущих предприятий края в Победу над Германией. Эта книга базируется на обширном комплексе источников, в том числе архивных, находившихся ранее на секретном хранении. Уже в конце года была выпущена книга-альбом «По улицам родного города», удачно сочетающая юбилейную, альбомную форму издания и информационно-справочное содержание.

– Кто ваши читатели?

– Книги нашего издательства рассчитаны на самый широкий круг читателей и в основном имеют просветительскую направленность. Однако мы стремимся к тому, чтобы они были интересны и людям, профессионально интересующимся краеведением, а также заботимся о внешней, «презентационной» стороне каждого издания и радуемся тому, что книги хорошо раскупаются туристами и расходятся не только по стране, но и по миру. Но, быть может, одной из главных категорий читателей для нас являются учащиеся, потому что нашему издательству хотелось бы на регулярной основе издавать учебники и учебные пособия по краеведению. Огромный фото- и документальный архив, а также большой опыт изданий на краеведческую тему позволяет это делать.

– Как вы строите отношения с авторами? Заказываются ли нужные издательству книги, рассматриваются ли рукописи, пришедшие самотёком?

– Отношения с авторами строятся по-разному. Разумеется, у издательства есть свой сложившийся профессиональный круг людей, которые могут писать и рецензировать книги краеведческой тематики. Что касается художественной литературы, то здесь как раз из самотёка удалось найти и издать трёх интересных авторов – Ирину Дружаеву из Городца, Галину Дядину из Арзамаса (ныне эти авторы активно издаются и на российском уровне), а также Владимира Буцына – о житье-бытье села Румянцево Нижегородской области.

– Какие современные тенденции развития литературы и книгоиздания вы могли бы отметить?

– Мне кажется, что интерес к документальной литературе превышает интерес к чисто художественной, но это как раз, может быть, потому, что чисто художественных произведений высокого уровня не так много.

Что касается книгоиздания, то замечательная вещь – обретение демократических свобод (в том числе отмена лицензирования) – породила, к сожалению, в книгоиздательском деле огромное количество непрофессионалов, смело берущихся за издание «книг». В этих «книгах» не соблюдаются элементарные требования: тексты не редактируются и не корректируются, расцветает доморощенный «дизайн», полиграфическое исполнение не выдерживает никакой критики. Кстати, многие типографии сами «издают» подобного рода «книги». Печально, но многие заказчики вполне удовлетворяются этим качеством. Что можно (и нужно) делать в такой ситуации? Только противопоставить этому большую просветительскую деятельность в сфере книгоиздания. Частично этому способствуют различные издательские конкурсы, однако хотелось бы, чтобы об их результатах (а главное, мотивировках оценок по разным параметрам) было известно значительно более широкому кругу и читателей и издателей. Нужна профессиональная критика книжной продукции, когда учитывается не только текстовая часть, но целиком книга – как произведение издательско-полиграфического искусства.

– Какие проблемы вас волнуют?

– Очень трудно добиться систематичности в работе регионального издательства, так как приток заказной литературы регулировать невозможно. Вот и бывают месяцы, когда издательство «задыхается» от обилия заказов (часто – к концу года), а бывает, что количество заказов ослабевает (чаще – в начале года), и тогда мы стараемся издавать собственные проекты. Для нашего издательства эту проблему могло бы решить регулярное издание учебно-краеведческой литературы, заказчиком которой может быть только правительство области. Надо сказать, что в своей деятельности региональные издательства практически не могут избежать взаимодействий с местными властными структурами (от прямых заказов до опосредованных). И здесь очень важной поддержкой может стать мнение федеральных профессиональных органов и сообществ о деятельности того или иного регионального издательства. Например, следует доводить до правительств регионов результаты исследований издательской активности, результаты российских конкурсов (к сожалению, в региональных конкурсах порой присутствуют местечковые оценки, оценка книги не как произведения издательского искусства, а на основании личного знакомства).

Обсудить в группе Telegram

Ольга Шатохина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS