, писатель
Я сторонник оцифровки книг, безусловно. Мои знакомые библиотекари жаловались, что книги, которые ветшают или кажутся не слишком востребованными, – уничтожают. При оцифровке произведение сохраняется навсегда. Нужно перевести в электронный вариант как можно больше книг. Это должны быть и различные справочники, и учебники, и альманахи, и наши классики, и советские писатели. Конечно, что-то у нас переиздаётся, но не слишком большими тиражами. Довольно сложно найти некоторые редкие произведения. Конечно, нельзя забывать и о современной литературе.
Создание единого электронного каталога – отличный проект. Вот, например, я заключил договор с издательством «Молодая гвардия», мне нужно написать книгу для серии «ЖЗЛ». Разумеется, необходимо множество источников. И что мне делать? Немедленно записываться во все библиотеки, дабы достать нужные книги, которые, повторюсь, часто не переиздаются? Электронный вариант книг бесконечно облегчил бы мою работу.
То есть идея создания «Национального библиотечного ресурса», который всем этим займётся, – прекрасна. Я поддерживаю этот проект, но очень хорошо понимаю обеспокоенность писательского и издательского сообщества. Эта обеспокоенность возникает от недопонимания сути «реформы».
Я тоже сначала ощутил недоумение: как это так – книга в свободном доступе? Легализуем пиратство, обеспечиваем свободный доступ к тому, что предназначено для продажи. Пушкин писал: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». А тут получается, что мы эту самую рукопись «выбрасываем», и писатель ничего за это не получает.
На самом деле подобный проект выгоден авторам. Известна история с Александром Иличевским, который сначала сильно возмутился, а потом публично написал, что вник во всю эту историю и с ней согласился. Необходимо, чтобы у писателей, и тем более востребованных, не возникало вопросов относительно безопасности их произведений, а также «вознаграждения за труды». Нужны гарантии.
Да, большинство произведений сейчас можно найти в Интернете. Но кто отвечает за их качество? Это важный аспект, который хочется отметить. Могу сказать о себе. Постоянно сталкиваюсь с тем, что студенты пишут курсовые или дипломы по моим произведениям, просят дать ссылки на качественные тексты. Это одна сторона. Кроме того, были ситуации, когда я участвовал в «общественных бурях». Легковерный человек, зайдя в Интернет, может прочитать обо мне всякую чушь, основанную на выдержках из книг. Реплики героев рассматривали как мои личные взгляды, хотя ко мне это не имело никакого отношения. С честным писателем можно бороться только через его творчество: выхватывать фразы из контекста. Сделать это проще, когда нет адекватно выложенного полного текста произведения. Поэтому я только порадуюсь, если мои тексты будут в доступе у читателей библиотек (только у читателей!). Важный нюанс: доступ к тексту должен быть открыт только в стенах библиотеки. То есть надо, чтобы человек туда пришёл, сел за монитор библиотечного компьютера и читал нужную ему книгу. А читать произведение страниц, скажем, в 350 с монитора не каждый сможет. Максимум – просмотреть какие-то ключевые места. «Каменный мост» Александра Терехова или «Чёртово колесо» Михаила Гиголашвили легко прочитать с монитора? По-моему, нереально. Проще купить бумажный вариант.
Я начал читать книгу Елены Колядиной «Цветочный крест» с монитора, она была в открытом доступе. Я просто увяз. То одно, то другое, глаза устают. Но моё мнение кардинально изменилось, когда я получил бумажный вариант. Это не значит, что я полюбил произведение, но я понял, что это всё-таки проза.
И если НБР действительно будет указывать ссылки на книжные магазины, где можно приобрести бумажную версию, то и автору, и издателю это будет выгодно. Конечно, необходимо сделать так, чтобы читатель не мог унести книгу с собой на флешке. Если ему надо отксерокопировать какую-либо часть, он должен платить, а отчисления соответственно поступать правообладателю. В общем, в идеале автор становится только богаче.
Предчувствую вопросы со стороны моих издателей, если я приду и скажу: «Вышла книга – ура! Сейчас её отсканируют и выложат в общий доступ!» А если книга небольшая? Её быстро просмотрят, и всё, в магазин идти не надо. Но дело в том, что и в магазине точно так же можно посмотреть произведение, а потом положить на полку, не купив.
Возникает вопрос: через какой срок после выхода из печати она будет доступна? Наверное, иногда должно пройти какое-то время после выхода книги, чтобы её успели распродать. Выждать какое-то время, дать возможность произведению «отстояться». Если, разумеется, не заключена предварительная договорённость с правообладателем о том, что книга выкладывается сразу.
Библиотечный ресурс должен всё-таки стать системой, выгодной как для писателя, так и для читателя. Системой. Чтобы подавляющее число писателей участвовало в этом проекте.
Может быть, это несколько пафосно прозвучит, но мне кажется, что настоящий писатель должен быть заинтересован в том, чтобы его книгу прочитало как можно больше людей. У нас страна когда-то была самой читающей, а теперь она самая пишущая. Но уже не читающая. Зачастую у людей нет времени на книгу, очень много дел, забот. Поэтому нужно идти навстречу читателю, вербовать его. Когда мы облегчаем доступ к произведению, мы расширяем читательскую аудиторию. Я не боюсь того, что стать участником «библиотечного клуба» будет легко. Я вообще считаю, что это должно превратиться в некую социальную сеть, где люди смогли бы обсуждать между собой новые произведения, дискутировать. Пускай критикуют и так далее. Есть же у нас «одноклассники. ру», может быть, будет «читатель. ру»?..
Ещё один плюс проекта, который я вижу: писатель узнает, кто интересуется его книгой. И если у него спросят: «А кто ваш читатель?», он сможет сказать примерно, что это за человек, где он живёт, сколько ему лет. Если вдруг окажется, что мой читатель – это человек, сидевший в тюрьме или со средним образованием, меня это нисколько не огорчит, но впечатлит. Думаю, что меня читают и подростки, и старушки. Увидеть этот коктейль, это странное сочетание – прижизненный подарок для литератора.
Желание просветить как можно больше людей, поделиться с широкой аудиторией тем, что ты написал, естественно. Оно в природе пишущего человека. Но труд писателя должен быть оплачен. И для того, чтобы в проекте «Национальный библиотечный ресурс» принимало участие как можно больше пишущих людей, у них не должно возникать вопросов относительно безопасности и оплаченности их труда. Авторам нужны гарантии.