Мощным финальным аккордом предновогоднего сказочно-театрального марафона столицы стала премьера Государственного академического Центрального театра кукол им. С. Образцова «Рождественская история» в постановке лауреата премий «Золотая маска», главного режиссёра Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова» Алексея Франдетти.
Творить сценические чудеса для режиссёра, похоже, дело привычное, обыкновенное. Совсем недавно в Петербургском ТЮЗе им. А.А. Брянцева состоялась громкая музыкальная премьера «Обыкновенного чуда». И вновь Франдетти создал спектакль о чудесах, и вновь – музыкальный. На сей раз «фантастический мюзикл для всей семьи» по святочному рассказу Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Тем не менее для режиссёра и автора либретто данного мюзикла Алексея Франдетти это дебют. Причём долгожданный, ведь, по признанию Алексея Борисовича, он никогда в кукольном театре не работал, но именно «куклы могут сыграть что угодно! Даже Духов – призраков, чтобы они не выглядели «ряжеными».
И вот благодаря блестящей команде профессионалов, собранной режиссёром, мы попадаем в зимний Лондон XIX века, где на одном дыхании переживаем все перипетии главных героев, восторгаемся ежеминутными превращениями и театральными чудесами, которые творят артисты и их талантливые «двойники» – куклы! Старый скряга Скрудж терпеть не может Рождества, всеобщего праздничного веселья, у него нет друзей, он давно променял на деньги свою любовь и презирает своих родственников. Но однажды в сочельник ему являются три загадочных Духа и переносят его в прошлое и будущее, заставляя решительно изменить свою жизнь и свой взгляд на мир. Это ли не чудо?
Нас с первых секунд захватывает аромат и атмосфера английского Рождества. Выдающийся художник Виктор Плотников, известный по сценографии к «Снежному шоу» Вячеслава Полунина, придумал многофункциональные декорации-трансформеры, множество эффектных аттракционов и удивительных кукол, в том числе гигантских Призраков четырёхметровой высоты. В спектакле мастерски играют не только артисты, но и все существующие виды кукол (от огромных ростовых до миниатюрных перчаточных). И уже ради этого стоит на него идти!
Ефим Шифрин, исполнитель главной роли, представлен в программке к спектаклю как «приглашённый трагикомик» (в отличие от второго исполнителя, именуемого по-театральному традиционно заслуженным артистом РФ Константином Дубичевым). Это читается как намёк на отсутствие у весьма известного артиста почётного звания. И, заметим, намёк верный. Ефим Шифрин создаёт весьма драматичный образ Скруджа. Мрачный скряга почти до самого финала остаётся незыблем в своих жизненных позициях, и кажется, что спасти его душу уже не удастся. Актёр не стремится традиционно подладиться под детскую аудиторию, он скорее гротескно реалистичен и сознательно лишён сказочности, потому держится немного особняком от общей эстетики постановки. Первое эффектное появление Скруджа в виде человека-куклы, в огромном сером сюртуке, из карманов которого выпрыгивают должники в виде куколок, заставляет затаить дыхание весь зал. А вот и Конторщик Скруджа появляется со своим сыночком на руках – и то, что малютка Тим – кукла, никого не смущает. И это только начало, впереди – множество разнообразных визуальных спецэффектов, каждый из которых ярко и образно работает на основную идею спектакля.
Особенно выразительной, не по-детски многозначной и философской становится сцена появления Духа грядущего Рождества (Птица чёрная) с бесконечным чёрным шлейфом с надгробиями, постепенно наползающим на главного героя и наконец накрывающим его своим смертельным покрывалом. Символический портал-ширма, словно кукольный театр в театре, создан для путешествия во времени. Над головами зрителей проносятся лёгкие призраки, кружатся снежные пушинки из надорванных подушек, летает кукольный двойник Скруджа, играют морозными кружевами оконных стёкол витиеватые узоры на ширмах.
Эффектное, мастерское переплетение действия, которое ведут попеременно люди и куклы всех мастей (причём куклы управляются открытым приёмом), завораживает и создаёт дополнительные образные ассоциации. Особых аплодисментов заслуживает Максим Кустов, режиссёр по работе с куклами. Именно он вместе с прекрасно поющими артистами провёл колоссальную работу по созданию уникального сценического контента.
Композитор Андрей Рубцов, окончивший Королевскую академию музыки в Лондоне, проявил себя как профессионал жанра. И хотя ярких, запоминающихся хитов в спектакле не много, музыка весьма мелодичная, прекрасно аранжирована и мастерски исполнена оркестром под руководством заслуженного артиста РФ Михаила Фадеева.
По признанию директора ГАЦТК им. С.В. Образцова Елены Булуковой, постановка «Рождественской истории» стала для театра настоящим вызовом и профессиональным испытанием, новой творческой вершиной. В театре немало музыкальных спектаклей, но впервые музыкальная драматургия стала в театре кукол определяющей. Директор гордится своими актёрами, которые «справились с этой трудной задачей и показали себя универсальными артистами, которые могут всё».
Многое созданное в кукольном жанре вспомнилось в предновогодний премьерный вечер в связи с новой работой, подаренной Театром им. С. Образцова. Конечно, прежде всего незабываемый, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса и ставший визитной карточкой театра «Необыкновенный концерт», главный персонаж которого конферансье Апломбов приветствовал зрителей в фойе, лукаво улыбаясь из музейной витрины. Ведь под Новый год особенно хочется радостных сюрпризов и счастливых чудес. И спектакль «Рождественская история», поставленный в главном кукольном театре страны, стал настоящим новогодним чудом, в котором многое случилось впервые. Впервые в Театре Образцова появился жанр мюзикла, впервые режиссёр Алексей Франдетти поставил спектакль в кукольном театре, впервые замечательный артист Ефим Шифрин вышел на сцену вместе с куклами…
Здорово, что чудеса всё еще случаются и злодеи становятся добрыми душой. Стоит только очень сильно захотеть и поверить. Ведь с каждым новым Рождеством чудеса становятся всё нужнее.