На площадке Академии творческих индустрий «Меганом» (проект «Таврида.АРТ») завершилась образовательная программа «Академия Кирилла Крока «Директора театров Будущего». На курсе перспективных молодых театральных продюсеров и менеджеров обучали навыкам управления государственными культурными учреждениями. Руководителем и идейным вдохновителем курса стал директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, руководитель Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров Кирилл Крок. В эксклюзивном интервью он поделился собственными секретами успешного управления театром.
— Программа Академии очень насыщенная, участникам предстояло познакомиться с огромным количеством информации. Но расскажите, в чем все-таки ваш секрет успешной организации менеджмента в театре? Может есть пример из личного опыта, когда сложности стали точками роста?
— Прежде всего нужно верить в то дело, которому ты служишь, и в театр, который ты ведешь и возглавляешь. Мы занимаемся искусством, а не производственной деятельностью, когда все подсчитано и существует технологическая карта. В искусстве не может быть заранее подготовленных схем, по которым создается театр. Порой самые нереальные проекты становятся знаковыми. Один из важнейших проектов, который был реализован в театре имени Евгения Вахтангова в этом году, — открытие дома-музея Евгения Вахтангова во Владикавказе. Это проект федерального масштаба, который мы реализовали в небольшом регионе. Причем наш театр не просто открыл музей, а совместили его с театром и арт-кафе — это совершенно новая творческая площадка для города.
— Действительно достойный проект для театра. А возможно ли достичь баланса в творчестве и административном управлении в сфере искусства? Как это сделать?
— Конечно это возможно. Мы с творцами должны слышать и слушать друг друга. Все люди разные и по-своему оценивают творческую ситуацию. Я считаю, что задача менеджера — соединить творческое начало художника с планированием, продвижением и бюджетированием — задачами, которые стоят перед менеджером. При личной коммуникации необходимо порой уйти от собственных амбиций и думать прежде всего об общем деле.
— Творческие люди часто живут в фантазиях, много придумывают, иногда их надежды и мечты не совпадают с реальностью. Какова роль театрального менеджера / директора в таких ситуациях?
— Гореть идеями и без конца что-то придумывать — это совершенно нормально для творческого человека. Тогда они и не были бы творческими людьми. Менеджеру следует правильно направить мысли творца в русло созидания, а не разрушения. Услышать, поддержать и скорректировать взгляд на эстетику и запросы аудитории театра. Управленец должен смотреть на два шага вперед, понимать, что будет после реализации творческой задумки. Для этого важна насмотренность и вовлеченность в культурный процесс. Моя задача как директора — помочь творческому человеку, режиссеру закрепиться в театре и создавать спектакли, которые будут радовать зрителей. Кроме того, сейчас театр имени Вахтангова находится на пике и здесь важно не упасть с него — это как раз одна из моих задач.
— Кстати, запрос на директоров театров сейчас больше, чем людей с необходимыми компетенциями. Как образовательная программа Академии «Меганом» может это изменить?
— Программа направлена на повышение управленческих навыков в театральной сфере. Нам важно, чтобы в культуру приходили люди не через знакомства и назначения чиновников. Безусловно, мнение учредителей имеет значение, но должна быть и согласованность этих назначений с театральным сообществом, например, с Союзом театральных деятелей России. Если мы подойдем к выбору директоров театров будущего с трех сторон — управленцев, власти и профессиональных сообществ — тогда в культуре будут те люди, которые не оставят в театре после себя выжженное поле. Академия «Меганом» как раз объединила всех нас для формирования надежного и компетентного резерва.
— И все же можете выделить топ-3 качества, которыми должен обладать хороший директор театра на ваш взгляд?
— Он должен быть порядочным, понимать художественные процессы в театральной среде и, конечно, быть влюбленным в театр. Для меня это самое главное.
Программа «Академия Кирилла Крока «Директора театров Будущего» Академии творческих индустрий «Меганом» прямо сейчас формирует управленческий кадровый резерв государственных театров — «скамейку запасных» будущих директоров. Образовательные модули ориентированы на подготовку профессионалов, которые смогут определить новые стратегические горизонты развития индустрии и обеспечить их достижение. В рамках программы 26 молодых театральных продюсеров и менеджеров в течение трех месяцев обучались навыкам управления государственным культурным учреждением: от строительства здания и взаимодействия с органами власти до выпуска репертуара и управления творческим коллективом.
Справка
Академия творческих индустрий «Меганом» — это новая концепция образовательной среды для молодых представителей культуры, искусства и творческих индустрий, которая стала ядром арт-кластера «Таврида» (проект Росмолодёжи). Круглогодичный образовательный центр позволяет молодым профи получить знания под кураторством признанных лидеров направлений и принять участие в интерактивных проектах, подготовленных в сотрудничестве с ведущими институциями и корпоративными партнерами.