Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Нужны другие лица

01 января 2007

Зимой 1941/42 года 33-я, как её ещё называют, армия московского народного ополчения вошла в прорыв, в узкий коридор, от Износок на Вязьму. Часть войск при этом осталась в районе Износок, обеспечивая фронт и стыки с соседними 43-й и 5-й армиями. Ударная же группировка, которую вскоре в донесениях, а потом, после войны, и историки назовут Западной, устремилась по приказу штаба Западного фронта к Вязьме. Командовал группировкой сам генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов. Этот бросок четырёх (не трёх, как сказано в фильме режиссёра С. Нурмамеда) дивизий – 113, 160, 338 и 329-й, а также некоторых подразделений 9-й гвардейской стрелковых – и был частью Ржевско-Вяземской 1942 года операции, которую проводили два фронта – Западный и Калининский. И я, как пристрастный зритель, особо внимательно следил именно за теми событиями фильма «Ржев…», где авторы пытались показать 33-ю армию и трагедию генерала М.Г. Ефремова. Хотя, вряд ли это необходимо утверждать, все события января–апреля 1942 года в треугольнике Вязьма–Ржев–Юхнов собраны историей в единый сюжет, в одну трагедию. И эта трагедия, что тоже очевидно, требует и определённой стилистики.

И здесь, на мой взгляд, кроется первая и самая большая ошибка создателей «Ржева…». Профессиональный просчёт. Точнее, непрофессиональный… Нельзя трагедию переписывать в жанре политического памфлета. Здесь нужны другие лица ведущих. Глядя на Пивоварова и Гольденцванга, так и кажется, что сейчас, в той же тональности, начнут рассказывать об очередной авиакатастрофе или о том, что шимпанзе научили разговаривать…

Второе, что характерно не только для «Ржева…», – это неверный, как мне кажется, угол зрения. О событиях 1942 года авторы рассуждают с позиции обстоятельств и, самое главное, психологии обывателей времени нынешнего. Тут ведь всегда возникает зазор, и авторы фильма, конечно же, сразу же впали в весьма распространённый грех подсунуть в образовавшуюся пазуху пучок своей идеологии в виде исторических выводов.

Пучок, сунутый в пазуху, ещё и подпалили: мазанули грязью маршала Г.К. Жукова.

Война без смертей не бывает. Но цифры потерь, как известно, можно комментировать по-разному. Авторы «Ржева…» готовы всё списать на кровожадность маршала. Кстати, Г.К. Жуков в период и Ржевско-Вяземской операции, и Ржевско-Сычёвской маршалом не был. Маршала ему присвоили в 1943 году, после Сталинградской битвы.

И здесь уместно заметить о том, что в фильме вообще много неточностей, которые порой граничат с невежеством. Я понимаю, могли подвести консультанты. Фильм – продукт коллективного труда. Но автор у него всё же есть. С него и спрос. И спрос в данном случае не по поводу особой идеологии фильма. Претензии к профессионализму работы и сценариста, и режиссёра, и ведущих.

Вот, к примеру, прозвучало в эпизоде о Вязьме, что «Бранденбург-800» формировался из русских коллаборационистов. Нет, не верно. «Бранденбург-800» – элитное подразделение, в которое входили вначале только немцы, а потом, через несколько лет изнуряющей войны, в некоторые подразделения «Бранденбурга» стали брать представителей других арийских народов. Но не русских и не украинцев.

По какому ведомству числить такую неточность, как вымышленную историю с генеральскими часами? В фильме прозвучало такое: дескать, немцы были настолько благородны, что не тронули золотых часов с руки погибшего командарма. Но факты свидетельствуют об обратном.

И последнее. Тенденция противопоставления маршала Жукова генералу Ефремову стала расхожей темой…

Мне кажется, что перед лицом истории они оба равны. Хотя и есть один нюанс, и, возможно, именно он является той подспудной и неуправляемой силой, которая всегда будет противопоставлять эти две личности. Дело в том, что одному и при жизни, и после было воздано сторицей. Другого замалчивали. Но законы памяти удивительны. Герой, даже погибший, если он герой, обязательно вернётся к живым. И вернётся преображённым. Именно это и происходит с подвигом генерала М.Г. Ефремова и народной памятью о нём.

Фильм «Ржев…» прошёл мимо тех глубинных размышлений, которые действительно могли потрясти зрителей. И возможно, создатели его вовсе не ставили таких задач.

Запрещать, как мне кажется, ничего не надо. Одну глупость умножать на другую…

Не смогли эти авторы создать честный и добросовестный фильм. Но это уже проблема профессионализма, а не только чести или бесчестия. Другие создадут. Мне кажется, для такой темы (а тема – святая) нужны на экране другие лица. Другая мелодия фраз. Даже другие движения. Без суеты и мельтешения.

Сергей МИХЕЕНКОВ, ТАРУСА

Обсудить в группе Telegram

Сергей Михеенков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS