Предложен проект авианесущего корабля водоизмещением 70-80 тысяч тонн, на реализацию замысла нужно примерно 500 млрд рублей. «Мы можем ошибиться на 10-20 процентов, но не в разы. Иначе уйдём в долгострой на многие годы», – сказал член коллегии Военно-промышленной комиссии России Владимир Поспелов. И отметил, что у США есть авианосцы водоизмещением 110 тысяч тонн, которые принимают более 100 летательных аппаратов. Также добавил, что план по созданию нового головного авианосца Военно-промышленная комиссия России рассмотрит при подготовке госпрограммы вооружения на 2024-2033 годы. «Необходимо оценить целесообразность создания авианосцев и их стоимость. По идее, для ВМФ нужны три таких корабля – головной и два серийных», – заметил он. Разговоры об отечественных авианосцах идут давно. Так ли уж они необходимы? «ЛГ» обратилась с вопросами по этой теме к экспертам.
Михаил Ненашев, капитан 1-го ранга запаса, председатель Общероссийского движения поддержки флота:
– Тема проектирования и строительства авианосцев обсуждается второе десятилетие, а давно пора действовать. России для мощного усиления военного флота, нашей обороны нужны два авианосца на Северном флоте и два на Тихоокеанском. Для России, которая расположена на берегах трёх океанов, оснащённый всем необходимым авианосец – ещё и признак того, что она имеет стратегические взгляды на присутствие в Мировом океане.
С военной точки зрения наличие полноценных авианосцев – это не лишние расходы, а даже в конечном итоге экономия средств. Ведь авианосец с более чем 50 самолётами, вертолётами и беспилотниками может решать задачи за большую группу кораблей при сопровождении надводных судов и подводных лодок определённых классов.
Соперничество на море, что уже видно, будет обостряться. Поэтому и в Арктике мы по чуть-чуть, но всё же приступаем к более активному освоению территорий. Видим, например, что США делают из Прибалтики полигон для провокаций. А завтра они могут создать подобный полигон в Норвегии, Гренландии, где угодно. Разве можно спокойно воспринимать нарастающие угрозы, в том числе с морских, океанских направлений?
Евгений Соломенцев, командир тяжёлого авианесущего крейсера «Баку» (в 1989–1992 гг.), капитан 1-го ранга, член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ:
– Если объективно оценивать военно-политическую обстановку в мире и те угрозы, с которыми сталкивается страна, то формирование мощной авианосной группировки в составе ВМФ РФ – задача на ближайшее десятилетие весьма актуальная. Особенно важно её решить на северном, северо-западном и восточном стратегических направлениях. Мощные группировки могут быть сформированы из сил и средств Северного и Тихоокеанского флотов.
На Северном флоте сформировать авианосную группировку можно в довольно сжатые сроки. Основа для этого есть: речь о тяжёлом авианесущем крейсере (тавкр) «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов». Дело за техническим восстановлением входящих в состав флота кораблей, судов обеспечения, авиации различного предназначения, а также приданных подводных лодок. Далее потребуется отработка всех необходимых навыков взаимодействия в составе полноценной авианосной группировки.
Как специалист, могу уверенно сказать, что эта группировка по своему боевому потенциалу будет способна превосходить авианосную ударную группу (АУГ) любого противника. Кстати, действующие в составе АУГ современные авианосцы США имеют достаточно слабое оборонительное вооружение и не приспособлены для ведения самостоятельных действий. Этот момент нам нужно, конечно, учитывать. Но не успокаиваться и не упускать из виду свои проблемы, которые не столь уже просты. Однако все они, как говорится, решаемые, если будет проявлена военно-политическая воля руководства Министерства обороны РФ и Военно-морского флота.
Если обратиться к Тихоокеанскому флоту, ситуация там немного иная. Обусловлена она в первую очередь отсутствием тяжёлого авианесущего крейсера, а также недостаточным количеством крупных кораблей, в том числе класса таркр (тяжёлый атомный ракетный крейсер) и класса ркр (ракетный крейсер). Поэтому пока можно говорить только о формировании корабельных ударных групп.
Создание и ввод в строй кораблей класса тавкр и таркр – достаточно дорогое и длительное по времени мероприятие. Но потребность в них есть. Пока же в составе нашего флота имеется тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», на завершающем этапе модернизация тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» – это самые крупные в мире корабли такого класса с ядерной энергетической установкой.
Считаю, что наличие в составе ВМФ РФ как минимум двух кораблей класса тавкр необходимо не только с точки зрения ведения возможных боевых действий на море. Корабли такого класса – доказательство могущества страны и большой сдерживающий фактор для тех, у кого есть воинственные амбиции. Кстати, весовым подтверждением необходимости такого рода кораблей явилась операция в Сирийской Арабской Республике.
Подготовил Владимир Сухомлинов
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В 1980-е годы в составе ВМФ СССР действовали тяжёлые авианесущие крейсеры (тавкр).
Тихоокеанский флот:
– два тавкр проекта 1143.
Северный флот:
– два тавкр проекта 1143.
Сегодня в составе ВМФ РФ имеется один тавкр проекта 1143.
В настоящее время только в составе ВМС США числится 11 авианосцев, корабли подобного класса есть и на вооружении других стран – членов НАТО.
В ТЕМУ
В последние месяцы в специальной печати и других СМИ, в том числе за рубежом, публиковались обоснования нецелесообразности создавать для российских ВМФ новые корабли авианесущего класса.
В частности, известный израильский эксперт Яков Кедми указал не только на фактор дороговизны подобных проектов, но также на их стратегическую бесперспективность. По мнению Кедми, авианосец весьма уязвим, его можно уничтожить одной ракетой, именно поэтому от массового строительства авианосцев отказываются и США, и Китай.
Между тем есть ряд аргументов, указывающих на необходимость обеспечивать боевое применение Воздушно-космических сил (без наличия которых не ведётся ни одна война) за пределами радиуса действия авиации берегового базирования. Эксперты ссылаются на успешный опыт войны в Сирии, где ключевым фактором стало использование разведывательной и боевой авиации с имеющейся в этой стране авиабазы. Однако при отсутствии авиабаз единственным вариантом применения авиации может стать только авианосец.