Михаил КИЗИЛОВ начал трудиться в ЦК ВЛКСМ вскоре после постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодёжью».
– Михаил Георгиевич, расскажите про этот период.
– Литература существовала и до постановления ЦК КПСС. Но только после него в ЦК комсомола был создан отдел культуры. А Первое всероссийское совещание, организованное Союзом писателей, прошло ещё в 1947 году. Тогда люди, пришедшие с войны, талантливые авторы, но не имеющие систематического образования, смогли попасть в необходимую им среду. Это поколение Юрия Бондарева и Расула Гамзатова. С тех пор традиционно раз в четыре года со всей страны созывались молодые таланты, делегируемые местными писательскими организациями. Участие в совещаниях давало не только право вступить в СП, но и возможность публиковаться, а значит, получать гонорары и жить. Проезд и проживание участников оплачивал комсомол.
– А что изменилось с подключением комсомола к этой работе?
– Примерно в этот же период в стране стали проводить Всесоюзный конкурс на лучшее произведение (рукопись) молодого писателя. Отбирали тексты совместно комсомол и писатели. Любой человек мог прислать свои произведения, и рецензенты, рассматривая их, рекомендовали к изданию. Напрямую с молодыми начали работать и специально созданные издательства «Молодая гвардия» и «Современник».
Журналы «Смена», «Студенческий меридиан», «Сельская молодежь» и особенно «Молодая Гвардия» стали часто и много публиковать молодых авторов. В журнале «Молодая Гвардия» стала выпускаться библиотечка книг молодых авторов. Был возрождён и журнал «Литературная учёба».
Огромным авторитетом пользовался конкурс на лучшую книгу года молодого автора. И что очень важно – оценивались именно первые книги. Среди лауреатов достаточно назвать имя Николая Дмитриева, чтобы понять, насколько высоки тогда были критерии отбора.
Подключение к работе ЦК ВЛКСМ как подструктуры КПСС, обладающей огромной финансовой мощью, позволило Союзу писателей расширить работу с молодыми авторами и активнее отправлять их в творческие командировки почти в любую точку страны. Историй, когда поездивший в командировки автор мужал творчески, огромное множество. Например, Юрий Сергеев уехал в Сибирь. Судьба послала ему встречу с интереснейшим человеком – личным врагом Гитлера, врагом Сталина и чуть ли не китайской разведкой разыскивающимся. Полуфантастическая личность «напитала» Сергеева так, что он написал четыре книги.
А все разговоры про идеологическое давление со стороны комсомола на молодых – это вымысел. ЦК комсомола в то время рассматривался писателями как распределитель путёвок в творческие командировки. И отказа почти никогда не было. А где молодёжь могла бы увидеть настоящую жизнь? Вот и ехали они на БАМ, как прежде на целину. Власть, активизировав работу с молодыми, конечно, преследовала свои интересы. Государство стремилось вырастить лояльную творческую интеллигенцию. Да не очень-то это удалось. Многие из пришедших в литературу в тот период заняли позицию Булата Окуджавы, считавшего, что писатель должен быть в оппозиции к любому правительству.
К заслугам ЦК ВЛКСМ следует отнести и начало финансирования работы писателей в первичном студийном звене. С трудом, но удалось выбить ставки для руководителей литобъединений в каждой краевой, областной и республиканской газете. По тем временам 115–120 рублей деньги были хорошие. Писатели в этих студиях фактически «возились» с начинающими. Мощные литобъединения возникали тогда по всей стране. А кто не помнит подобных «нянек» в редакциях «Юности» и «Студенческого меридиана»? Это звено давало возможность сразу заметить талантливого человека. Дать ему выйти к читателю с первой публикацией.
Можно сказать, что к моменту развала СССР система работы с молодыми авторами сложилась и работала с огромной отдачей. Сегодня почти каждый писатель с именем в литературе прошёл все или почти все этапы всесоюзной школы.
– Писателей перевели в последние годы на самофинансирование. К чему это привело?
– Сегодня забыли старое доброе правило. Чтобы получить хороший урожай, следует по крайней мере удобрять землю и ухаживать за всходами. Поэтому сейчас талантливым не только не пробиться, но и встать «на ноги» практически невозможно. Да и некуда пробиваться, потому что литератор выключен из системы государственной жизни. А ещё – для того чтобы сделать себе имя, надо много и хорошо писать. А как сегодня писать, если автору и его семье есть нечего?
А раньше – молодой писатель, получив гонорар за первую книгу, мог год спокойно жить и творить.
– Вы многие годы руководите журналом «Смена». Какая она – наша смена?
– К нам в журнал приходит много произведений молодых. Большинство из них – сплошные амбиции, и больше ничего. А те, у кого чувствуется слог, не знают, о чём писать. У них нет жизненного опыта. Они не знают, что такое «смысл жизни»... Сейчас с автором, приходящим в редакцию, надо обязательно в разговоре делать сноски при использовании цитат в своей речи, чего прежде не наблюдалось...
Поэтому, возвращаясь к прошлому, ещё раз скажу – поездки по стране становились в таком случае «палочкой-выручалочкой». Вот Николай Коняев (из Питера) поехал в первую командировку, являясь ярым оппозиционером советской власти. А слово «комсомол» считал почти ругательным. Но когда он съездил по нашей путёвке и повидал настоящую глубинку, пожил с рыбаками, с нефтяниками, то сформировал в себе совсем другое отношение к жизни. И, сохранив своё мнение о режиме, с уважением написал о трудягах, встреченных им.
Но самое печальное, что восстановление работы с творческой молодёжью, по моему мнению, власти пока не нужно. Во главе всего стоят деньги. А не человек и не будущее их собственных детей.
Беседу вёл