Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Нюрнбергский итог

01 января 2007

ЧИТАЮЩАЯ    МОСКВА

Александр Звягинцев. На веки вечные: Роман-хроника времён Нюрнбергского процесса. – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2011. – 3000 экз.

Прежде всего следует отметить, что обложка книги, на которой изображены герои недавно прошедшего телесериала «Контригра», снятого по мотивам романа А. Звягинцева, вводит в некоторое заблуждение. Сериал и книга весьма далеки друг от друга. А. Звягинцев, автор монументального исторического исследования «Нюрнбергский набат», просто не мог позволить себе в книге вольности и вымыслы, которыми изобилует сериал. Роман-хроника жёстко связан с историческими реалиями, в его основу положены как доступные, так и неизвестные доселе факты, которые автор узнал от участников и его свидетелей. И реалии эти таковы, что способны увлечь куда сильнее вымысла.

Напомним: ровно 65 лет назад в Нюрнберге завершил работу судебный процесс, каких не было в истории. Сегодня уже трудно представить себе, в каких условиях он проходил, какие споры и страсти кипели вокруг него.

«Планы Советского Союза были ясно сформулированы Сталиным: «Что бы ни произошло, на это должно быть соответствующее судебное решение. Иначе люди скажут, что Черчилль, Рузвельт и Сталин просто отомстили своим политическим врагам!» Больше того, когда в октябре 1944 года в Кремле Черчилль заявил: «Мы должны сделать так, чтобы даже нашим внукам не довелось увидеть, как поверженная Германия поднимается с колен!» – Сталин возразил: «Слишком жёсткие меры возбудят жажду мести».

Черчилль носился с идеей просто составить списки подлежащих уничтожению и обязать всех офицеров союзных войск после их опознания расстреливать на месте без всякого суда и следствия».

Ещё одна цитата.

«Министр финансов США Генри Моргентау выдвинул «Программу по предотвращению развязывания Германией третьей мировой войны». Предполагались расчленение и децентрализация страны, полное уничтожение тяжёлой промышленности и авиации и фактически превращение её в аграрную территорию под жёстким контролем США и Великобритании. Как выразился Моргентау, Германия отныне должна представлять из себя «одно большое картофельное поле». Или «территорию-призрак». Что кому больше нравится… Схожими были и настроения президента Рузвельта. 19 августа 1944 года он заметил: «Мы должны быть по-настоящему жёсткими с Германией. И я имею в виду весь германский народ, а не только нацистов. Немцев нужно либо кастрировать, либо обращаться с ними таким образом, чтобы они забыли и думать о возможности появления среди них людей, которые хотели бы вернуть старые времена и снова продолжить то, что они вытворяли в прошлом».

Тем не менее процесс начал работу. И практически снесённый с лица земли авиацией союзников старинный имперский Нюрнберг, в котором каким-то чудом сохранился лишь Дворец правосудия, становится ареной борьбы, в которой принимают участие политики и дипломаты, спецслужбы многих стран, нацистское подполье. К тому же уже развёртываются и полыхают фронты холодной войны между вчерашними союзниками.

Майор советской контрразведки Денис Ребров оказывается в центре этой борьбы, открытой и тайной. «Генерал Филин считал, что поколение, к которому принадлежал Ребров, поколение особое. Это были молодые люди действительно с горящими сердцами, свято уверенные, что лучше них никто на белом свете не умеет смеяться и любить, действительно готовые на подвиг и на труд, верящие в высокие идеалы. Сам Филин, родившийся за двадцать лет до революции, испытал и пережил слишком многое и многих, чтобы быть похожим на них. Но именно в появлении этого поколения он видел оправдание тому кровавому ужасу, что принесли революция и Гражданская война… Они и впрямь, думал он, способны построить новую жизнь. И потому с отчаянием видел, как они, такие молодые и прекрасные, те, с кем связаны были все его надежды, первыми гибнут в мясорубке войны. Так погиб под Москвой и его собственный сын, в самые первые дни войны записавшийся в добровольцы…» И здесь, в немецком городе, где ещё недавно громыхали нацистские парады, а теперь среди развалин обитают тени людей, готовых на всё ради пачки сигарет и куска хлеба, откуда на человечество ежедневно обрушивается правда о немыслимых преступлениях, Ребров встречает княжну Ирину Куракину, принадлежащую к семье российских аристократов-эмигрантов и работающую на процессе переводчицей французской делегации. И это не просто встреча двух молодых людей, тут две части трагически расколовшегося русского мира потянулись друг к другу. Тогда, сразу после Великой Победы, многим вдруг показалось, что соединение и примирение между ними возможно.

Особое место в книге уделено темам, которые приобрели особое звучание в наши дни, когда вокруг итогов и причин войны идёт столько споров. И главные фашистские преступники, подобно нынешним «историкам» вроде Суворова-Резуна, тогда всячески пытались доказать, что нападение на Советский Союз было вынужденным, превентивным…

«– Видишь ли, Денис, если всю гитлеровскую верхушку просто перебить, передавить, как скорпионов, то пройдёт немного времени, и начнут говорить, что это была просто месть победителей… Будут утверждать, что преступления преувеличены, факты подтасованы, документы подделаны.

– После всего, что было! – недоверчиво воскликнул Ребров.

– После всего, что было, – спокойно подтвердил Филин. – Желающие найдутся. Их уже и сейчас достаточно. А пройдёт время… Всё поставят с ног на голову. Станут говорить, что это мы напали…

– Мы? На фашистов? Бред какой-то!

– Это тебе сегодня кажется невозможным. А завтра появятся провокаторы, просто откровенные враги, которые начнут обвинять нас в том, что мы воевали не так.

– Да мы же кровью захлёбывались!»

Герои книги сделали всё, что могли, в схватке с врагом, от которого нельзя было ждать пощады. Способны ли на такое мы, сегодняшние?

Дмитрий МАКАРОВ

Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Макаров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS