Дмитрий Данилов. Есть вещи поважнее футбола. – М.: РИПОЛ классик, 2016. – 320 с. – (Редактор Качалкина).
Образцом и подспорьем, как поспешно признаётся сам Данилов, стала книга Стивена Кинга и Стюарта О´Нэна «Болельщик», в которой был «скрупулёзно, матч за матчем, описан сезон-2004 великой бейсбольной команды Бостон Рэд Сокс». Великий в прошлом Бостон целых 86 лет (с далёкого 1918-го) не мог стать чемпионом и вот именно в сезон, к которому подключились со своей хроникой звёздные авторы, он чемпионом стал.
Бело-голубое «Динамо», в прошлом величайший советский футбольный клуб, также не знало чемпионства аж с весны 1976 года. А если взять и тоже написать книгу, то, может быть?..
Правда, надежды автора на повторение чуда совсем слабы:
«Надеяться на чудесное преображение не надо. Ничего такого не будет.
Хотя…»
Параллельно с динамовским автор следит за «сюжетом № 2» – выступлением симпатичной ему команды «Олимп-СКОПА» в Третьем дивизионе чемпионата России и в кубке своей зоны. Кубок симпатичная команда выиграла и едва не пробилась во Второй дивизион, но не пробилась и вскоре вообще прекратила своё существование, потому что у спонсора кончились деньги или терпение.
Также «в фоновом режиме» освещается чемпионат Люберецкого района, отборочные матчи сборной и некоторые другие околофутбольные события.
Таким образом должна образоваться некая панорама – от Москвы до самых до окраин, то бишь от Премьер-лиги до самых любительских «полудеревенских» низов.
В текстах Данилова, как правило, не происходит ничего особенного, жизнь течёт размеренно и монотонно, так монотонно, что порой трудно сдержаться и не зевнуть. Душевные подъёмы (если они есть) очень сдержанны, а разочарования ожидаемы заранее и особой интриги не содержат (пожалуй, только в перпендикулярных футболу эпизодах, где у автора уходят из жизни друзья: Анатолий – музыкант Анатолий Монахов и Витя – поэт Виктор Иванiв, сквозь бесстрастную интонацию гиперреалиста просвечивает настоящая боль). Однако постепенно под этой сверхпристальной оптикой проявляется атмосфера, а читателя, не отложившего книгу, затягивают этакое странное обаяние и своего рода уют.
Данилов не пытается состроить из себя опытного и матёрого фана, а спокойно и в меру иронично фиксирует мысли и ощущения болельщика - "кузьмича", который посещает домашний стадион своей команды, следит за трансляциями, впервые в жизни ездит «на выездá» – в Тулу, потом в Питер, присутствует при фанатских стычках.
Фиксирует, например, так: «Динамо» прекрасно владеет искусством поражения при плохой игре и искусством поражения при хорошей игре, это отработано на высоком уровне». Или так: «Приехать на стадион «Арена Химки» с противоположного конца Москвы, чтобы первый гол услышать в туалете, а второй увидеть по телевизору – это стиль».
Или (просто грешно не процитировать):
«Только назвал нашу сборную
Скучной и предсказуемой,
А она – раз!..
И вдруг стала
Жалкой и убогой».
Кажется, что с автором хорошо посидеть за пивом в спортбаре или неспешно прогуляться после матча по вечерним улицам с разговорами, ироничными полунамёками и всем таким.
У самой же книги есть существенный минус. Если верить выходным данным (а почему, собственно, им не поверить?), вся команда редакторов – сплошь женская. Так что подстраховать автора при футбольных недосмотрах оказалось некому. «Березовский попал в офсайд, и всё закончилось». При этом Березовский – вратарь. Это что должно случиться на поле, чтобы вратарь (!!!) попал в офсайд? И ляпы подобного свойства в тексте, тактично выражаясь, не единичны.
Все, кто хоть краем глаза следит за отечественным футболом, знает, что чемпионом «Динамо» не стало, а в нынешнем сезоне вообще вылетело из Премьер-лиги. То есть Данилов замолвил словечко за свою безответно любимую команду, но «получилось ровно наоборот – самим фактом написания книги были пробуждены какие-то неведомые злые силы, которые, похоже, собрались окончательно угробить наше несчастное «Динамо».
И всё-таки одна «неудачливая бело-синяя команда» вдруг возьмёт и станет чемпионом своей страны. И ошеломлённый автор будет «как дурак, ходить в бело-синем шарфе и праздновать победу. Как говорится, получи и распишись». Так реальность в очередной раз «играет странными гранями». Потому что написание книг – это магия и волшебство, даже если в чём-то это самое волшебство и получается кривоватым.