Кавказец родом из Цада. Высокие звёзды Расула Гамзатова. – Махачкала–Москва: Издательство «Дагестанский писатель», 2010. – 96 с. – 1000 экз.
Омар-Гаджи Шахтаманов называл Расула Гамзатова «гигантом». Называл, конечно, в шутку. Хотя в каждой шутке, как известно, есть доля правды.
Дагестану ли не знать, что такое «величие», «высота», «вершины»? Здесь требуются и люди под стать высоким пикам гор. Масштаб земли требует. Природные сравнения у каждого перед глазами.
Дагестанские народы, прославленные в мастерстве, рождали своих героев и в кубачинской черни по серебру, и в балхарской керамике, и в ковроткачестве, и в других промыслах. Мастера и здесь известны. А прославлены только поэты.
Или – народные воины. Храбрецы, герои сражений… Всем известны их имена. Но до гигантов, кроме Шамиля, никто не дотянул. Почему-то их только знают, а Махмуда, к примеру, любят.
Вот я и даю отгадку этого секрета в поэтомании Дагестана. Гордиться, знать, уважать, ценить – это одно. А любить – это другое.
Любят – не думают, за что. Просто любят, а потом уже и гордятся, и ценят, и уважают.
Таким любимцем народа был и Расул Гамзатов. И слава богу, что не банкир и не нынешний шоумен. Поэт. Для Дагестана этим всё сказано.
Книга-альбом «Кавказец родом из Цада. Высокие звёзды Расула Гамзатова» (автор проекта, составление, текст, дизайн-макет Мурада Ахмедова), которая перед моими глазами, это книга о народном любимце. О поэте, который родился в далёких горах, но голос его звучал на весь необъятный Союз. Конечно, феномен, конечно, гигант.
Почему он таким стал?
Альбом всем своим содержанием и на этот вопрос даёт ответ. Во-первых, могучий талант. Во-вторых, верность родной земле, верность горам, Дагестану. В-третьих, воспитание в семье, великая роль отца и матери. Далее не буду перечислять, просто назову: учёба в Москве, своя дружная семья, поддержка друзей, уважение властей.
И ещё, главное, – мир и согласие в стране, дружба её многочисленных народов.
Чем на это ответил Расул Гамзатов? Имея всё это в совокупности?
Он ответил… Расулом Гамзатовым, самим собой, когда не надо никем притворяться, хитрить, быть не таким, какой есть.
С самого начала, а это уже похоже на чудо, он был личностью, словно созданной для того, чтобы его выбрала вся страна человеком-символом. Выбрала своей гордостью, надеждой, счастьем и радостью. Помните: Новый какой-то год – выступает руководитель страны, бьют кремлёвские куранты, и следом с бокалом вина в каждый дом входит Расул Гамзатов, произнося поэтический тост. Всех 250 миллионов сограждан поднимает на ноги в одном порыве. Где и когда найдёте такого тамаду?
Юмор его бесценен. Он народный, крестьянский, отшлифованный его поэтическим гением. Для русского слуха иногда и с «акцентом». Но этот кавказский «акцент» представлял своеобразное очарование.
Вспоминать здесь могу долго. Скажу только о последней встрече с Гамзатовым. Идём-гуляем вдвоём по Тверской улице, где у него московская квартира. Доходим до площади Пушкина. Стоит памятник поэту, грустно склонивший бронзовую голову, а кругом на крышах, домах, столбах море пёстрой, кричащей рекламы, и вся она почему-то на иностранных языках. Расул Гамзатович с удивлением оглядывается и удручённо говорит: «Странный народ москвичи! У них на площади Пушкина нет ни одного слова по-русски. Только: «Магазин «Армения».
Конечно, ко всему привыкаешь. Но Гамзатов всегда замечал. Речь его была мудра, афористична, искромётна. Так говорил разве что Шолохов: никогда прямо, а с крестьянской хитрецой, с притчей, додумывай, мол, сам, что я сказал.
И как же было трудно в таких условиях жизни остаться просто Расулом Гамзатовым!.. Если уедешь в горы, закроешься в саклю, то и там тут же найдут: «Почему один, Расул?» Если захочешь спрятаться в многомиллионной Москве, то и здесь постучат: «Почему один, Расул?» Если прилетишь в Нью-Йорк, то уже в аэропорту кто-нибудь спросит: «Почему один, Расул?»
У него не было охраны, как сегодня принято. Его охраной были горные орлы и отары овец. У него не было акций и дивидендов. Его акциями и дивидендами были виноградники и коньяки Кизляра и Дербента – с каждым годом росли в крепости и в цене. У него не было роскошных бронированных лимузинов, а были кони и трудяги-ослики Хунзаха и Гуниба.
Но как дать понять об этом миллионам его читателей, землякам, всем советским людям, иностранцам? Как остаться хотя бы на минуту одному? Он же поэт. Одиночество для него редкое счастье.
Книга-альбом словно вся соткана из этих противоречий судьбы и таланта Расула Гамзатова.
Два снимка я считаю лучшими – они и есть боль и счастье, радость и тревога поэта. Снимок молодого Гамзатова у чабанского костра. Он слушает речи чабанов. И снимок старого Гамзатова с президентом Путиным. Здесь его слушает Путин. Слушает ещё и потому, что когда-то Гамзатов слушал чабанов. Связь, мне кажется, имеется.
Он ушёл от нас. Остался на таких фотографиях, остался в памяти, в воспоминаниях. Нет его. И он есть. Отними от него Дагестан, его не станет. Предай всё, что он воспевал, его не будет. Забудь то, что он говорил, себя меньше уважать будешь.
Мурад Ахмедов, автор альбома, собрал объективный портрет Гамзатова. Здесь не только фотографии, но и стихи в новых переводах, проза, его автографы. Книга вышла в серии «Дагестан: личность и время». Давно пора собирать такие книги. Время идёт, а личностей всё меньше.
Такие книги, как «Кавказец родом из Цада», очень нужны. Помните, ещё Лермонтов сказал о героях войны 1812 года: «Богатыри – не вы!» Будет у нас память о богатырях-гигантах, значит, есть шанс, что они народятся снова, а значит, и жизнь наша продолжится в великих делах и великих стихах.