Владислав Бахревский. Долгий путь к Богу. – М.: Вече, 2020. – 544 с.– 500 экз. – (Духовная проза).
Владислав Бахревский. Искания на святой горе. – М.: Вече, 2020. – 384 с. – 500 экз. – (Духовная проза).
Как исторический романист, Владислав Бахревский – опытный кладоискатель. Многие события и имена, долго хранившиеся под спудом забвения, будучи извлечены на свет Божий, порой сильно меняют наше восприятие исторического события или целой эпохи. Что касается «клада Булатовича», писатель заметил указующий на него огонёк ещё лет сорок назад.
Задача перед опытным романистом была непростая. Блестящий гвардейский офицер и разведчик, ставший не просто монахом, а фактически одним из вождей движения имяславцев, – сложный психологический ребус. На мой взгляд, автор, вложив в работу много сил, этот ребус решил успешно. И что в итоге?
В итоге перед нами новый рыцарский роман.
Как и положено в этом жанре, повествование начинается с детства и родословной героя. Он – сын генерала, потомок известных русских, французских, польских дворянских фамилий. А один из его предков – сам Симеон Бекбулатович, касимовский царевич, ради потехи, но по всем канонам помазанный на царство игрецом Иваном Грозным.
Гены потомственного кшатрия заявляют о себе с первых страниц. Матушка героя – знатная наездница и конезаводчица. Он, как князь Святослав, с детства с лошадьми, с детства хорошо держится в седле. И вот на лесной дороге вдруг является волк. Испугавшийся конь сбрасывает маленького седока, убегает прочь. А маленький рыцарь встаёт и смотрит в глаза волку. И волк с любопытством смотрит на него. Будто улыбается. А потом уходит. Посвящение?.. И затем ещё одно: заблудившись в лесу, мальчик встречает светлого старца, выводящего его на правильный путь. Кто это? Неужели прапрапрадед Симеон-Стефан?..
Проходит совсем немного времени, и путь младого рыцаря лежит в стольный град Санкт-Петербург. Не куданибудь – в Царскосельский лицей, где учился Пушкин, где были воспитаны десятки представителей русской военной и государственной элиты XIX века.
И тут всё как и положено в биографии рыцаря. По сравнению со своими однокашниками Булатович беден, но он – лучший математик, лучший наездник, лучший фехтовальщик. Только вот танцевать стесняется: ростом не вышел. Лицей закончен блестяще, но дальше – взрослая жизнь. У многих соучеников успешная карьера предопределена. У Булатовича на гражданской службе перспективы скромные. Что ж, он идёт в лейб-гвардию, становится рядовым гвардейского гусарского полка. И тут он снова — лучший наездник, постоянный участник и победитель офицерских петербургских скачек, на которых зарабатывает денежные призы, лучший фехтовальщик и… В него влюбляется дочь командира полка – княжна Софья Васильчикова. Как это похоже на авантюрный роман, но это реальная жизнь. Впрочем, зятем командира герой не становится.
Находясь в Петербурге, гвардеецгусар встречается с двумя полюсами империи: государственным и духовным. На службе он неоднократно видит молодого царя Николая. И царь запоминает своего воина. Скоро разгульная гвардейская жизнь начинает тяготить, и уже корнет лейб-гвардии отправляется в Кронштадт. На всю оставшуюся жизнь его духовным водителем становится Иоанн Кронштадтский. Уже при первой встрече Булатович сообщает ему о желании стать монахом. Но отец Иоанн говорит, что пока воину уходить от мира рано. Надо послужить царю.
И вот молодой рыцарь отправляется в Африку с заданием министра иностранных дел империи. Официально Булатович сопровождает русских врачей, которых Россия направила для помощи раненым героям-абиссинцам. Первые дни Булатовича в Абиссинии, первые его дела под небом Африки поражают эфиопов…
В Петербург Булатович возвращается знаменитостью, его путевые записки публикуются и с интересом читаются. И почти сразу следует новое назначение. Штабс-ротмистр Булатович едет в Маньчжурию.
Отправившись по новому заданию в Японию, герой вдруг перестаёт выносить дневной свет. Болезнь быстро развивается, и ему приходится временами носить тёмные очки, а то и тёмную повязку на глазах.
И снова встреча с Иоанном Кронштадтским. На сей раз отец Иоанн благословляет рыцаря встать на путь духовной брани. И даже предсказывает ему путь на Афон.
Рассказу о монашеском пути Булатовича посвящён второй том. Владислав Бахревский – автор пяти книг о драме русского раскола, исследуя жизненный путь А.К. Булатовича, вдруг выходит на похожую тему. Очень многие беды в русской истории произошли по вине «умников», которые всех вокруг считали глупцами.
Когда постриженный в монахи под именем Антония герой прибывает на Афон, он почти сразу оказывается в гуще событий, которые никак не ждал встретить в монастыре. В русских афонских монастырях в эти годы появляется течение «имяславия», воспринявшее идеи Григория Паламы, исихастов, но прежде всего имевшее своим источником книгу схимонаха Илариона (Домрачева) «На горах Кавказа». Одним из главных её положений была мысль о присутствии в призываемом подвижниками имени Иисуса Христа самого Христа и божественности его имени. Именно эта мысль вызвала ярость Антония Храповицкого и его сподвижников. Причём сам он книги не читал, но тут же обозвал всех имяславцев хлыстами, «мужичьём» и потребовал крутых мер против них. Монаху Антонию тоже предложили написать отрицательный отзыв на книгу, однако, ознакомившись с ней, а также воскресив в памяти слова Иоанна Кронштадтского, наш герой встал на защиту имяславия. И тут же оказался на новом поле битвы.
Думаю, чтение второго тома будет непросто для тех, кто вообще не искушён в теологии. Иеросхимонах Антоний пишет «Апологию» имяславия, фактически становится его идейным вождём. Но противники имяславия долгих дискуссий не выносят. И вот тут мы встречаемся то ли с невероятной глупостью, то ли с заговором. По наущению иерархов церкви и при полном содействии русского посольства в Стамбуле против участников богословской дискуссии проводится военная операция.
В момент разгрома наш герой был в Петербурге. Поехал туда, надеясь отстоять правду имяславцев в Синоде и перед самим царём. Благодушный царь прислушивается к своему рыцарю в монашеских одеждах. По его приказу с имяславцев снимаются все хулы и наказания. Их велено распределить по монастырям. Только церковные власти противятся и царю. Как по-новому предстаёт перед нами Российская империя этих лет на фоне данных событий!..
Автор признаётся, что, возможно, это самая его горестная книга о России. Но новый рыцарский роман и не обязан быть весёлым. Ибо тёмные времена грядут, а не наоборот. Брань продолжается. А воин остаётся воином и после своей гибели. Писатель призывает помнить этого героя. Прав или не прав он, церковь до сих пор не решила. Спор продолжается. Но «не прогадаете, если батюшка Антоний, как и батюшка Иоанн Кронштадтский, будет с вами, – заключает В.А. Бахревский. – Правда наша русская – оберег от ничтожных амбиций, уже не раз убивших Россию насмерть. Слава Богу, Иисус Христос с нами – воскреснем».