«Чистильщики московских улиц»: скинхеды, СМИ и общественное мнение. – М.: Academia, 2007. – 116 с.
В «ЛГ» №31 были опубликованы отрывки из публицистической книги Д. Соколова-Митрича «Нетаджикские девочки. Нечеченские мальчики», исследующей проблему молодёжной преступности. Рецензией А. Тарасова «ЛГ» продолжает тему.
Ещё 15 лет назад скинхедов в нашей стране, можно сказать, не было (полтора десятка человек на всю Россию – это для субкультуры просто несерьёзно). 10 лет назад о них ничего не знало абсолютное большинство населения. Сегодня о скинхедах знают все.
Поэтому появление книги о скинхедах известного этнолога Виктора Шнирельмана можно и нужно приветствовать. Давно назрела необходимость познакомить общественность с подробной и объективной информацией об этой субкультуре.
В принципе книга Шнирельмана – не первая, посвящённая скинхедам. Ещё раньше на свет появилась довольно поверхностная по содержанию брошюра С. Беликова с претенциозным названием «Бритоголовые. Всё о скинхедах. Эксклюзивные материалы». Однако эту брошюру один из исследователей правого радикализма в нашей стране Вячеслав Лихачёв справедливо печатно охарактеризовал как «курьёз». Кроме того, в прошлом году в Челябинске вышла брошюра В. Мамедова, Ю. Кочкина и А. Ерыкалиной «Наци-скинхеды». Но это всё-таки – учебное пособие для местного юридического вуза, а не книга, обращённая к широкому кругу читателей.
В. Шнирельман достаточно подробно и академично – и в то же время лёгким, понятным неспециалисту языком – рассказывает и о том, как возникла у нас субкультура скинхедов, и как она развивалась, и как её «окучивали» разные фашистские партии, и как власти у нас долгое время делали вид, что никакой скинхедской опасности нет, а правоохранительные органы симулировали борьбу против скинхедов. Отдельно рассматривается позиция СМИ – часто достаточно неразумная, когда в поисках сенсаций газеты, журналы и ТВ давали трибуну наци-скинам и ассоциированным с ними ультраправым политикам для высказывания прямо фашистских идей (показательно, кстати, что за такое распространение фашистских, расистских взглядов – что само по себе является уголовным преступлением – ни один журналист, ни один редактор, ни одно СМИ наказаны не были! Пока…).
Специальная глава посвящена идеологии скинхедов , или, вернее, тому набору примитивных расистских лозунгов и постулатов, которые заменяют наци-скинам идеологию. Немалое внимание уделяет В. Шнирельман и судам над скинхедами, вполне убедительно показывая, что если МВД и прокуратура не горят желанием задерживать и отправлять в суд убийц и погромщиков, то судьи, в свою очередь, не горят желанием их наказывать. Поэтому и получается, что, например, по делу о царицынском погроме, в котором участвовали 200–300 скинов (и все они знали друг друга, то есть найти их легко), во время которого 4 человека были убиты, а 80 ранены, перед судом предстали лишь пятеро, причём один был отпущен из зала суда, а остальные отделались мягкими приговорами (кроме идейного фашиста М. Волкова, объявленного «организатором»; впрочем, Верховный суд, пересмотрев его дело и сократив срок почти вдвое, установил, что Волков был не организатором, а всего лишь посредником; организаторов искать не стали!).
Только две претензии можно предъявить книге. Первая – это зацикленность автора на неоязычестве: В. Шнирельман готов всех наци-скинов провозгласить язычниками. Это у Шнирельмана, на мой взгляд, навязчивая идея: отождествление язычников с фашистами. Наши тихие, интеллигентные, чудаковатые, этнографически ориентированные неоязычники из «Содружества Славия» уже неоднократно яростно протестовали по этому поводу.
В действительности, конечно, скинхеды, вошедшие в Национальную народную партию Иванова-Сухаревского и прославлявшие «крест-свастику», никакими язычниками не были, как не могли быть язычниками и скины, инкорпорированные в структуры РНЕ в Поволжье, – там от всех требовали быть ярыми православными. Скинхед-христианин – такое же распространённое явление, как скинхед-неоязычник.
Вторая претензия серьёзнее. В книге очень мало, скороговоркой говорится об экономических, социально-политических и культурных причинах того, что скин-движение в постсоветской России смогло достичь таких чудовищных размеров (сегодня в России скинхедов больше, чем в любой другой стране мира): о неолиберальных «реформах», разнузданной антикоммунистической, антиинтернационалистской и антиколлективистской пропаганде, о восхвалении коллаборационистов и попытках сделать «героем войны» генерала Власова, о «реформе образования», направленной на превращение подрастающего поколения в стадо полуграмотных дураков, о культе насилия на ТВ и т.д., и т.п. – словом, обо всём том, за что несут ответственность не крайне правые маргинальные партии, а постсоветская власть, которая и обеспечила расцвет расистской субкультуры в России.
, содиректор Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс»