Сегодняшние читатели – какие они? Что выбирают для чтения, как часто открывают книгу, каких авторов предпочитают? Поиском ответов на эти вопросы, проблемами чтения и грамотности занимаются многие специалисты: психологи, социологи, педагоги, журналисты. Даже целые периодические издания, такие как, например, специальный журнал «HOMO LEGENS. Человек читающий», посвящённый феномену чтения.
Его последние номера поднимают множество актуальных тем, связанных с читательской аудиторией, предпочтениями и читательским поведением молодёжи, причинами популярности различных видов изданий и жанров литературных произведений.
Журнал адресован широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами изучения и продвижения чтения и грамотности, профессиональным сообществам педагогов, библиотекарей, книгоиздателей и работников книготорговли. Издаёт его межрегиональная общественная организация «Русская Ассоциация Чтения» (РАЧ), которая существует более двадцати лет и объединяет в своих рядах любителей чтения и экспертов разных областей знаний, а также публицистов, издателей и др. Цели благие – распространение академической и функциональной грамотности, повышение уровня культуры и образования. И даже влияние на политику государства в области чтения и грамотности. Эти аспекты рассматриваются РАЧ как национальные приоритеты. Кроме того, эксперты ассоциации занимаются продвижением, апробацией и внедрением проектов РАЧ, формированием и развитием библиотечных программ.
На презентации издания в ЦДЛ выступила один из авторов журнала, член МГО СП России, писатель и переводчик, специалист по шведской литературе Татьяна Чеснокова. Она рассказала о своей последней публикации в «HOMO LEGENS», посвящённой продвижению чтения в Скандинавии. Здесь, как и во многих странах, растёт обеспокоенность тем фактом, что дети и молодёжь читают всё меньше, и к тому же всё хуже понимают прочитанное. Было интересно послушать, какие меры применяют школы и библиотеки для повышения интереса к литературе, как учат детей читать и обсуждать друг с другом прочитанное. И в Швеции, и в России отношение к этому одинаковое: чтение и грамотность, а значит, образование и культура будут необходимы подрастающему поколению для дальнейшей жизни и выбора профессии.
Елена Царёва