Что такое экслибрис? Ответ на этот вопрос и в прошлом веке знал достаточно узкий круг специалистов: библиофилы, библиотечные работники, книголюбы – словом, все те, для кого книга – предмет не только чтения, но ещё и изучения! По экслибрисам, книжным владельческим знакам, можно проследить историю бытования того или иного издания, жизни и деятельности его владельца, узнать судьбу библиотеки. Эта небольшая бумажная наклейка или штамп на форзаце книги могут раскрыть такие исторические тайны, которые, казалось, остались навсегда погребёнными в нашем прошлом.
С особым почтением современные исследователи относятся к труду С.И. Богомолова «Российский книжный знак, 1700–1918», который первым дал описание книжных знаков владельцев с указанием на художников. На него ссылаются, им руководствуются при атрибуцировании экслибрисов сотрудники отделов редких книг российских библиотек и библиофилы.
Подобные отделы в республиканских и областных библиотеках России создавались в 70–80-е годы прошлого столетия. Ранее это было привилегией только крупнейших книгохранилищ Советского Союза. Но далеко не сразу в них дошло дело до изучения книжных знаков. Только после принятия Национальной программы сохранения библиотечного фонда 2001–2010 годов, в которую был включён раздел «Книжные памятники» и дано их определение, началась (и то далеко не везде) планомерная работа по выявлению книжных знаков на редких книгах, их атрибуцированию, описанию и введению в научный оборот. В это время положено начало воссозданию (часто виртуально) утраченных дворянских библиотек, библиотек учреждений, функционировавших в XIX – начале XX века.
Немалую роль в ускорении данного процесса сыграли Всероссийские научно-практические конференции с международным участием, которые организует начиная с 2005 года Международный союз общественных организаций книголюбов (МСК) и Российская государственная библиотека при активной поддержке других ведущих библиотек Москвы.
Пятая Всероссийская научно-практическая конференция «Экслибрисы как информационный ресурс для изучения книжной культуры» прошла в РГБ и ВГБИЛ им. М.И. Рудомино в гибридном формате. Более 100 человек (офлайн) и более 500 (онлайн) из 42 регионов России, а также Азербайджана, Беларуси, Киргизии смогли познакомиться с докладами.
Заведующая сектором редкой книги Фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургского государственного технологического института И. Муравьёва исследовала историю старейшего вуза России по штемпелям и гербовому экслибрису, оставленным на страницах учебных пособий начиная с середины XIX века. Она особо отметила гербовый экслибрис, который ранее был атрибуцирован как знак, принадлежавший великой княжне Татьяне Николаевне, дочери Николая I, только по тому, что заглавные буквы «ТИ» и императорская корона смутили прежних исследователей. Они не учли такого исторического факта, как присвоение институту в 1896 году имени Николая I. Исследователем было выявлено 15 владельческих помет, за каждым из которых своя страница истории.
О том, помечала ли книги из своей личной библиотеки императрица Екатерина II, участники конференции узнали из доклада зав. Сектором фондов Научной библиотеки Государственного Эрмитажа И. Гогулиной. По каким книжным пометам сегодня исследователи выявляют книги, которыми владела великая государыня всероссийская, и как на примере одной из них можно совершить «путешествие» по XVIII веку из библиотеки архитектора французского короля до книжных полок Императорской Эрмитажной Иностранной библиотеки.
Насколько демократичным по сравнению с западными был русский книжный знак, можно судить по высказыванию У.Г. Иваска, который в брошюре 1902 года «О библиотечных знаках, так называемых ex-librisax. По поводу 200-летия их применения в России (1702–1902)» указывал, что «из общего числа экслибрисов почти 70% составляют ярлыки и штемпели, совсем не встречающиеся за границей, и только 25% приходится на всё остальное». С середины XIX века простыми ярлыками и штемпелями помечали книги из своих библиотек даже представители дворянского сословия, не говоря о купечестве и др. Это говорит лишь о высокой книжной культуре нашего народа, о быстром росте общественных библиотек начиная с конца 60-х годов XIX века, о возраставшем приоритете печатной книги, которую каждый владевший ею стремился пометить своим владельческим знаком – экслибрисом, простым штемпелем или ярлыком.
Людмила Шустрова,
директор Музея экслибриса и миниатюрной книги