Впрочем, чему удивляться: отпрыски былой номенклатуры давно и надёжно переместились в сословие новейшей буржуазии, а бытие, как известно, определяет сознание. Этого не оспорят даже вольтерьянцы из нынешних либералов. Так что, чем благополучнее, вальяжнее, упакованнее, простите за вульгаризм, современный господин, тем с большим презрением отвергает он все марксистские, а то и руссоистские или там фурьеристские мифы о социальной справедливости, о солидарности трудящихся людей и о том, что «вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». Между тем эти самые люди, потерявшие в новой России уважение (пусть даже лицемерное) и авторитет, на самом деле никуда не делись и потому, попривыкнув к рыночному изобилию, которое, спасибо ей, принесла идея правая, как-то исподволь, невнятно, стыдливо, безотчётно затосковали по идее левой.
Только не надо злорадно уличать их в ностальгии по очередям, дефициту, по партийным собраниям и единодушному одобрению – «бу сделано!» – и уж тем более по высылкам без суда и следствия и лагерям. Дураков нет. Полагаю, что вопреки интеллигентскому отчаянию историческая память у народа всё же не такая девичья, о чём, как это ни парадоксально, и свидетельствуют стыдливые вздохи по проклинаемому ещё недавно советскому прошлому.
Кто же спорит, левая идея была реализована в любезном отечестве ужасающе жестокими методами, варварски бесчеловечно, с нетерпением, нетерпимостью и беспощадностью. Трудно вообразить нормального человека, который бы пожелал её повторного осуществления, тем более в виде реванша. Но не менее трудно представить совестливого и справедливого человека, который бы отрицал, что творились эти апокалиптические бесчинства всё же не для чьей-то ненасытной корысти, не для выгоды передравшихся партийных вождей (как будто бы олигархи между собой не дерутся), не для того, чтобы кто-то оказался равнее других, а для того, чтобы освободить человечество от вечного проклятья. От какого? От того, которому мы в последние годы поклонялись до отвращения. От абсолютной, неделимой, не подлежащей никакому сомнению власти денег.
Подозреваю, что даже те благополучные, беспечальные, «упакованные» господа, о которых шла речь, получив от власти денег массу бонусов и благ, всё же внутренне воротят от неё нос. Слишком уж она вульгарна в своей откровенности, особенно в новейшем российском изводе! Всё ж таки желательно, чтобы хоть каких-то особо тонких интеллектуальных и душевных материй не касался хладнокровно циничный расчёт. Всё ж таки подспудно хочется, чтобы нас любили за ум, талант, за «наших душ золотые россыпи», а не за те россыпи бриллиантов, которые приобретаются в соответствии с известным рекламным лозунгом: «Любишь – докажи!» Тем более что память о такой социально бескорыстной любви ещё не ушла из массового сознания.
А может, и никогда не уйдёт, как не умрёт никогда фантомная мечта о грандиозном общем деле, превосходящем любые индивидуальные амбиции. Хотя бы на мгновение дарящая человеку ощущение высшего смысла бытия и даже личного бессмертия.
Мне твердят, что эта вековая иллюзия ужасающе непрактична, но так ли уж практичен, простите, за тавтологию, сугубый рыночный прагматизм, изгоняющий из жизни любую солидарность, любую надежду на братское сочувствие, любую свободу от жадного рационализма? Достоевский говорил, что для счастья человеку нужно столько же счастья, сколько и несчастья. Так, может быть, и высшая польза человечеству сочетает в себе узко утилитарное с прекрасно бесполезным? Бесполезным условно.
Прежде я не понимал, почему это Александр Блок до зубовного скрежета ненавидел своего соседа, состоятельного, благонамеренного обывателя? А теперь, когда ежедневно вижу на экране лоснящихся от самодовольства «звёзд», заигравшихся в наглую алчность ведущих, страдающих от миллиардерской чёрствости светских содержанок, самопровозглашённых феодалов, блуждающих по своим новодельным замкам, нервный срыв страдающего поэта делается мне совершенно понятен. И не говорите мне о мстительной зависти, это не зависть, а отвращение. Не берусь судить, представляет ли буржуазно-либеральная идея окончательную вершину экономического развития, я только ощущаю, что в нынешнем её отечественном воплощении она оскорбительна для нормальной общественной нравственности. И будет таковой всегда, если не корректировать её постоянно принципами самого естественного, природного, не меркнущего в сознании демократизма.
«С изобилием может справиться только культура» – за тридцать лет до нового торжества рынка писал Андрей Битов. Так вот, мне представляется, что в данном случае культура и есть левая идея с её отрицанием потребительского фетишизма, бездарной роскоши, возведённой в культ жратвы и презрения к тем, кого обошла неверная удача.