МУЗЕЙНЫЙ ФОНД
Ах, какое чудное место этот Сивцев Вражек! Что ни дом, то памятник культуры, особенно литературы. Вот дом Л.Н. Толстого, о котором великий писатель упоминает в «Войне и мире», почти рядом – дом С.Т. Аксакова, знаменитого нашего писателя, отца известных славянофилов, дальше дом декабриста Ф.Ф. Вадковского, а вот и цель нашего путешествия – Дом-музей А.И. Герцена.
Что знает о Герцене средний российский гражданин? Первое: на Воробьёвых горах, юношей, вместе с Огарёвым дал клятву вечной дружбы и пообещал посвятить свою жизнь борьбе за счастье угнетённых. Второе: помним, что его «разбудили декабристы», а уж он, в свою очередь, разбудил ещё кого-то... Третье: издавал газету «Колокол».
А ведь жизнь этого человека замечательна, полна приключений и упорной работы, научной деятельности и литературного труда, романтических историй и тягот ссылки, большой любви и трагических потерь, о чём и рассказывают экспонаты этого музея.
Музей А.И. Герцена разместился в ампирном особняке с мезонином в три окна, построенном в 1820-х годах. Особняк даёт представление о распространённом виде застройки в районе Арбата в послепожарной Москве. В советское время дом сохранился только благодаря тому, что в нём жил А.И. Герцен. Остальная историческая застройка Сивцева Вражка почти полностью утрачена.
Герцен с семьёй жил здесь в 1843–1846-х годах, после ссылки и вплоть до эмиграции в 1847 году. Именно здесь прошёл удивительно плодотворный период его жизни, чем особенно интересен нам этот дом: вот в этом кабинете он работал над повестями «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», романом «Кто виноват?» и циклом философских сочинений «Письма об изучении природы».
Всегда поражает, как удаётся музейным работникам создать такую атмосферу времени: здесь мы полностью отрешаемся от всего, что сегодня происходит за окном, здесь даже воздух другой: пахнет сухим деревом, старыми книгами, воском, иногда чуть скрипнет наборный паркет. При виде этой старинной мебели, ломберных столиков, потускневших зеркал, множества старинных фолиантов, бюро, канапе с атласной обивкой легко представить себе, как вскакивали с этих кресел мужчины, когда в комнату вплывали дамы, как замирала у окна барышня с романом в руках, как спорили Белинский и Чаадаев, которые часто бывали в гостях у Герцена. Приходили сюда И.С. Тургенев, М.С. Щепкин, В.П. Боткин и П.В. Анненков. И, конечно, Н.П.Огарёв.
Коллекция музея собиралась с 1934 года, в дальнейшем пополнялась материалами, полученными от потомков Герцена, в том числе живущих за рубежом. В экспозицию Дома-музея включены интерьеры, воссоздающие атмосферу кабинета и гостиной Герцена, редкие книги с автографами писателя, рукописи. Двадцать раз перечитал Герцен «Свадьбу Фигаро», испытывая «восторг и восхищение». Рукой хозяина, мелким красивым почерком переписана пьеса «Горе от ума». Изумляешься, сколько переписано книг его собственной рукой!
Коллекция особенно ценна личными вещами А.И. Герцена. Вот портреты декабристов, портреты отца, жены, дочери, предметы быта, принадлежавшие А.И. Герцену и членам его семьи, редкие фотографии из архива писателя, философа и революционера. Многие из уникальных экспонатов были переданы музею его потомками, которые поддерживают связь с музеем. И каждый такой экспонат, как бы прост он ни был, создаёт яркую палитру эпохи и жизни этого удивительного человека.
С тёмного портрета на нас строго и внимательно смотрит немолодая дама в кружевах и чепце, портрет поясной, но так и кажется, что тонкие пальцы в кольцах сжимают шёлковый платок с вензелями. Может быть, она так же пристально и недобро смотрела и на Александра Ивановича. Конечно же, смотрела, ведь она – действующее лицо его самой романтической истории в жизни. Это портрет княгини Марьи Алексеевны Хованской, родной тётки писателя. Помните в «Горе от ума» Грибоедова: «Ах! боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Да, да, именно она стала прототипом упомянутой княгини, была она так же важна, строга и категорична. Именно её воспитанницу полюбил племянник Александр, княгиня же ему наотрез отказала. И тогда влюблённые решили бежать, Герцен переоделся в одежду своего слуги и увёз любимую, обвенчался и жил счастливо, нисколько не испугавшись, что станет говорить княгиня Марья Алексевна. Но тётка этого ему так и не простила.
В витринах – номера «Колокола», пожелтевшие ветхие страницы, а как они волновали умы молодёжи! Обличение русского самодержавия, требование освобождения крестьян с землёй, поддержка Польского восстания – все эти страстные призывы идут уже из прекрасного далёка, из уютной и спокойной эмиграции. Фигура Герцена, впрочем, как и каждого выдающегося человека, неоднозначна, не всё было просто и безмятежно, были в его жизни и горькие потери: погиб маленький сын, не вынесла этого горя и умерла вместе с только что родившимся младенцем обожаемая жена Natali.
Не все его поступки и слова укладывались в «прописи», были разочарования, расхождения с друзьями, разногласия и разрыв с единомышленниками. Но если раньше, после школьного учебника, мы представляли его суровым стариком, который неустанно бил в колокол, будоража народ, то теперь, побывав в музее, симпатизируем, как старинному знакомому из семейного фотоальбома.
Как сказал поэт: «Живите в доме, и не рухнет дом!» Этот музей – не застывшая экспозиция, он живёт, в нём всё время люди. Регулярно в Доме-музее проводятся тематические вечера, научные заседания и конференции, на которых выступают известные писатели, артисты, учёные-историки и литературоведы.
После экскурсии по музею мы с удивлением обнаруживаем: Герцен – современен, ибо к концу жизни он серьёзно переосмыслил свои взгляды, и величие его в том, что он решился сказать об этом: «Больше всего я боюсь, что Россия пойдёт по пути революций». И видел наше будущее только на пути реформ. По крайней мере, все последние годы мы каждый день могли повторять слова, сказанные им ещё в середине XIX века: «Я вижу много освободителей и мало свободных людей». А призыв Герцена «Зову живых!» и сейчас не окажется лишним, ведь живой – значит неравнодушный, деятельный и ответственный, а именно в таких гражданах нуждается сейчас Россия.
Адрес дома-музея: Москва, пер. Сивцев Вражек, 27.
Ст. метро: Кропоткинская.
Время работы: вторник, четверг, суббота 11.00 – 17.30; среда, пятница 13.00–17.30.
Выходные дни – понедельник, воскресенье.
Телефон: 241-58-59
Сайт Дома-музея А.И. Герцена:
www.museum-dmg.ru