Когда Вольтер объявлял себя вольнодумцем, русские солдаты гибли за Веру, Царя и Отечество. Когда Бёрдслей рисовал фривольные картинки на библейские сюжеты, русские солдаты гибли за Веру, Царя и Отечество. Когда Джордж Карлин, кривляясь перед многомиллионной аудиторией, поносил имя Господне, никому не известный русский солдат Евгений Родионов был убит, отказавшись снять крест. Просвещённая западная культура сотни лет производит на свет пересмешников – Русский мир производит героев. Великая культурная страна Франция была полностью подчинена воле фюрера за месяц – примерно столько же времени потребовалось вермахту для того, чтобы взять одну только Брестскую крепость. Есть в русском сознании что-то дающее силы сражаться из последних сил, отказываться от себя – за други своя. Может быть – способность до самого конца не расставаться со своими убеждениями. Нашу страну не победить никакой внешней силе – это многократно доказано историей. Но что случится, если какое-то количество русских людей вдруг поверит, что цель их жизни – разрушение собственной Родины? Страшно подумать. А ведь примеры этому есть. Один из совсем свежих – постановка в Новосибирском театре оперы и балета оперы «Тангейзер», в которой режиссёр Тимофей Кулябин глумится над основами христианской культуры.
По факту «Тангейзер» – очередная издёвка не только над религией, но и над основными принципами искусства. Брать произведение давно умершего человека и вставлять туда мысль, противоположную авторской, – дурно с любой точки зрения. С любой творческой точки зрения. Это допускает разве что маркетинг – в самом широком и вульгарном смысле этого слова. Творческая проституция, так сказать. Первый план – аншлаг, внимание публики и заманчивая перспектива получения очередной «Золотой маски». Второй – людям в очередной раз показали: «художнику», для которого нет ничего святого, открыты все пути. Кулябин в глазах «прогрессивной общественности» – герой, отважный борец с «мракобесием». Но давайте задумаемся: готов ли этот «герой» к настоящей драке? На поверку оказывается – нет. Что есть у Кулябина? Вместо твёрдой решимости пострадать за свои убеждения – трусливые отговорки о «метафорах внутри метафор». Вместо признания оскорбительных действий таковыми – трясущиеся коленки и детская формулировка «Вы меня не так поняли, я никого не хотел обидеть». Хотел. Признай это по-мужски, тогда будет возможность хотя бы немного уважать тебя как врага. Русский человек готов идти до конца только в борьбе за правое дело. Если же это не дело – а дельце и оно не правое, а подленько-злобное, – никакой борьбы, никакого стояния до конца не получится. А жаль. Глядишь, отсидел бы Кулябин за оскорбление чувств верующих – появилась бы русская версия «Баллады Редингской тюрьмы». А там, глядишь, и до смерти автора в изгнании недалеко.