7 января 1598 года на сорок первом году жизни скончался царь Фёдор Иоаннович, последний из рода Рюриковичей, правивших Русью более семи веков. Перед кончиной на вопрос патриарха Иова, кому он оставляет царство, Фёдор ответил, что «во всём царстве волен Бог: как Ему угодно, так и будет». Со смертью династии, так много сделавшей для объединения земель русских, последовали долгие годы междуцарствия и смуты, едва не закончившихся крахом всего государства…
Истории легендарной династии посвящена книга известного военного историка Юрия Николаевича Лубченкова, дополнившего ряд работ на эту тему, появившихся в последние годы, – Е. Пчёлова,
А. Торопцева и других. И тема, очевидно, ещё далеко не закрыта.
Известно, сколько копий сломано вокруг так называемого призвания варягов. «Норманисты» и «антинорманисты» находят всё новые и новые аргументы и контраргументы. История вообще дело увлекательное. А при известном политическом нюхе иногда и приносящее вполне реальные дивиденды.
Автор «Истории» мудро относит появление Рюрика на Руси к преданиям, так и называя первую главу своего повествования: «Преданья старины». И рассматривая в ней историю славян от древних времён до походов Вещего Олега. А пресловутый сон именитого новгородца Гостомысла отправляет вообще в предисловие, начинающееся словами: «Как гласят легенды...». Ведь по летописным источникам («Повесть временных лет»), княжить в земле Новгородской был призван Рюрик – варяжский вождь из племени русь (по некоторым данным – внук Гостомысла, завещавшего ещё в 844 году город Ладогу сыну своей средней дочери Умилы). Но по другой версии, Рюрик не был призван «из-за моря», а захватил в 862 году власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними раздорами. Известия же о ранней истории Новгорода и призвании Рюрика содержатся в так называемой Иоакимовской летописи, которая дошла до нас в изложении В.Н. Татищева.
Вообще тема образования Древнерусского государства в летописных источниках изложена не вполне ясно и недостаточно достоверно. И зачастую именно эта затемнённость одним авторам мешает быть объективными, а другим помогает «решать» какие-то собственные спекулятивные задачи. Юрий Лубченков счастливо обошёл возможные ловушки невольных симпатий и антипатий, создав текст высокого культурно-просветительского порядка, равно доступного и интересного читателям разных возрастов.
Повествователь несуетно, почти летописно переходит от одной основательной главы к другой. От «Первых князей» – к Крещению Руси, от сыновей Владимира Святого – к князю Владимиру Мономаху, от времён монголо-татарского нашествия – к Дмитрию Донскому, Ивану III Васильевичу, Василию III, Ивану Грозному и к последнему правителю из Рюриковичей. Изложение сюжетно, максимально информативно, с цитатами, но не чрезмерными. Автор, в основном следующий традиционному литературно-художественному повествованию, в особо «горячих» точках прибегает и к смене жанра на романный. Например, в случае с такой яркой личностью, как княгиня Ольга. При крещении она была наречена Еленой:
«– Елена? – изломала бровь княгиня.
– Елена, – смиренно подтвердил отец Григорий. – Ибо крещение твоё, дочь моя, падает на день, отмечаемый церковью нашей как день памяти равноапостольной царицы Елены».
А затем выступивший её крёстным отцом император Константин сделал ей предложение:
«– Хочу взять тебя в жёны, Елена!
– Как же ты хочешь взять меня в жёны, если ты сам меня крестил и сам нарёк своей дочерью? – помолчав, хитроумно ответила Ольга, и Константин не нашёлся, что ей возразить.
Он лишь хмыкнул и удивлённо воскликнул, поражённый её ответом:
– Перехитрила ты меня, Ольга!»
Такие жанровые переходы смотрятся вполне органично и, несомненно, способствуют читательскому восприятию многостраничного текста. Как и многочисленные, со вкусом подобранные иллюстрации, в том числе и цветные.
Несколько слов об издательской работе. «Вече» давно известно своей любовью к истории нашего Отечества. Но в данном случае без ложечки дёгтя не обошлось. Выбранный для издания постраничный текстовый двухколонник оказался чреват «слипаниями» слов. Большего можно было ждать и непосредственно от редакторов, пропустивших такое утверждение: «Или, если вспомнить слова Юлия Цезаря, лучше быть вторым в деревне, чем первым в Риме» (с. 161). Кажется, император имел в виду нечто совершенно противоположное.
Но предъявляемые незначительные претензии всего лишь означают, что издательству есть над чем работать и чем нас радовать, чего мы ему от души и желаем.
Контактные телефоны для заинтересованных лиц – представителей книгоиздательств и книжной торговли: 208-95-24, 208-91-62.