Первый номер этого года журнал «Русское искусство», издаваемый Благотворительным фондом им. П.М. Третьякова, посвятил Португалии, самой дальней нашей соседке по Европейскому континенту. Великий португальский поэт Фернандо Пессоа назвал свою родину землёй «непокоя». Не он ли роднит загадочную Лузитанию с такой непохожей на неё Россией?
Тематические номера журнала «Русское искусство» каждый раз становятся своеобразным отражением многогранной деятельности Благотворительного фонда им. П.М. Третьякова в рамках проекта «Диалог культур», вмещающем в себя художественные выставки и концерты, презентации книг, творческие встречи, совместные исследовательские и культурологические программы. Последние и для фонда, и для журнала имеют особое значение – они не просто помогают народам лучше узнать друг друга, но становятся бесценным опытом сотрудничества на самых разных уровнях. В мире, расколотом политическими разногласиями, усилия, направленные на сближение и взаимопонимание, обретают ни с чем не сравнимую ценность. Об этом много говорили на дружеском вечере в посольстве Португалии, устроенном по случаю презентации «именного» номера журнала.
Его без преувеличения можно назвать номером удивительных открытий, и не только географических. Ведущий научный сотрудник Третьяковской галереи Галина Чурак представила результаты первого в отечественном искусствоведении сравнительного исследования двух национальных школ живописи XIX века – португальского натурализма и русского реализма. Профессор, действительный член Российской академии художеств Татьяна Каптерева поделилась фрагментом своей фундаментальной (и тоже не имеющей пока аналогов) работы «Искусство Португалии». Главный редактор журнала Елена Бехтиева и искусствовед из Лиссабона Лара Буле рассказали о том, как история трагической любви инфанта дона Педру и Инеш де Каштру через пять столетий отразилась в европейской живописи, в том числе в творчестве Карла Брюллова. Руководитель Центра русского искусства и культуры в городе Кашкайш Ирина Марселу Курту познакомила читателей с собранием православных икон Музея графов Каштру Гимараеш.
Магии Португалии противостоять невозможно. Морской офицер и по совместительству художник-маринист Алексей Боголюбов открыл её для себя в середине XIX века, игумен Арсений (Соколов) – в начале века XXI, но путевые дневники обоих дышат искренним восхищением перед красотой этой земли. Впрочем, фантастически прекрасный уголок Португалии можно отыскать и в самом сердце Москвы: доктор искусствоведения Мария Нащокина устроила на страницах журнала настоящую «экскурсию» по знаменитому особняку Арсения Морозова на Воздвиженке. И любуясь филигранно-замысловатым творением талантливого русского зодчего Виктора Мазырина, понимаешь – чудная Лузитания не так далеко, как кажется.