Отец Сергий Карамышев, Рыбинский район Ярославской области
Широкая демонстрация документального фильма «Мумия» возобновила дискуссию об уместности или же неуместности в настоящий исторический момент захоронения В.И. Ульянова (Ленина). Если особо не мудрствовать, можно сказать: время, когда ведутся военные действия, – не самое подходящее для подобного рода церемоний.
Однако создатели фильма выдвигают кажущийся им железным аргумент: схиархимандрит Илий (Ноздрин) сказал: покуда тело Ленина пребывает на Красной площади российской столицы, победы не видать.
Значит ли это, будто стоит форсированными темпами захоронить Ленина – и тотчас враг дрогнет? Без всякого при этом глубинного изменения народного сознания? Не уверен. Конечно, можно, подражая коммунистам 30-х годов прошлого века, объявить врагами народа всех противников захоронения Ленина. Но вряд ли именно этого Господь от нас ждёт.
Мавзолей Ленина на Красной площади – символ победившей в России революции. Нынче исполняется сорок лет с начала перестройки, которая была призвана завоевания революции свернуть. Дата, вроде как подходящая, да вот беда – искренних сторонников перестройки у нас днём с огнём не сыщешь, потому как очень уж она напоминала капитуляцию России.
Придя к власти в октябре 1917 года, коммунисты многое в России разрушили, но не всё. Архитектурный ансамбль Кремля и Красной площади в основном сохранился. Правда, к нему добавился мавзолей. По моему мнению, он выглядит как нечто инородное, пришедшее из другой, чуждой нам культуры. Однако не стоит забывать, что создан Мавзолей классиком, выдающимся архитектором Алексеем Щусевым, строившим до революции в том числе и православные храмы.
Нельзя не принимать во внимание и то, что Мавзолей стал культурно-идеологическим основанием Советской России. Все помнят, что именно к мавзолею на первом параде Победы были брошены штандарты поверженного Красной армией фашизма. Если это основание грубо выбить из-под ног значительной части наших сограждан, подражая тем же коммунистам вековой давности (да и нынешним декоммунизаторам на Украине), они будут в недоумении, в обиде. Русских людей осталось не так много на этой земле. И мой вопрос заключается вот в чём: стоит ли их отталкивать и презирать за то, что они не спешат расстаться с прежними идеалами?

Нынешние коммунисты с самого начала СВО горячо её поддержали и неустанно многое делают для победы. Так что объявить их пособниками ВСУ не удастся – этому просто никто, включая сами ВСУ, не поверит. Зато когда в нашем обществе начнётся раздрай по поводу захоронения тела Ленина, украинское руководство вместе со своими западными подельниками дружно зааплодирует в адрес создателей фильма «Мумия».
Прежде чем выбивать из-под ног сограждан их культурно-идеологическое основание, не худо бы предложить что-то взамен. Конечно, создатели фильма скажут: нам есть что предложить! Православие в привлекательной упаковке от телеканала «Спас», который идеологические оппоненты уже переименовали в «Спесь».
Полагаю, если кто-либо предложит президенту идею захоронения Ленина, глава государства задаст законный вопрос: какова в обществе степень поддержки этого начинания? Возможно, будет проведён социологический опрос, который покажет, что она довольно-таки низка. И Верховный главнокомандующий обратится со следующим вопросом: зачем вы предлагаете то, что однозначно внесёт в общество раскол? Вам что, больше заняться нечем?
Кроме того, глава государства обязан учитывать следующий немаловажный фактор: реакцию на тот или иной поступок в мире. Как отнесутся к демонтажу мавзолея в Китае, Вьетнаме, КНДР? Нужно не только значительной части граждан России представить железные аргументы в пользу необходимости такого начинания, но и пока симпатизирующим нам народам Востока. Думаю, что на данный момент таковые аргументы отсутствуют. А коли так, реакцию на рассматриваемую инициативу создателей фильма «Мумия» со стороны В.В. Путина несложно спрогнозировать: она будет отрицательной. Это же, в свою очередь, вызовет обиду и оппозиционные власти настроения в части православной общественности. Может быть, как раз сюда бьёт «Мумия»?
Вместе с тем нужно заметить следующее. Проявляя в рассматриваемом вопросе сдержанность, президент будет подражателем первых христианских государей, которые были весьма терпимы к пережиткам язычества, и вовсе не из равнодушия к вере, а из убеждения, что истине невозможно научить из-под палки. Константин Великий не разрушал языческих святилищ, разве за исключением одного – в Иерусалиме, под которым была скрыта Голгофа. Лишь спустя семь десятков лет после Миланского эдикта соправителей Константина и Лициния из здания римского сената была вынесена статуя богини победы – по той простой причине, что сенаторы стали в основном христианами.
Так и сейчас: не нужно бежать впереди паровоза, а лучше утверждать святое православие не столько словом, и уж тем более не распрями, сколько делом. Это значительно сложнее, чем заниматься агитацией и пропагандой. Так всегда созидалась святая Русь. В агитации же и пропаганде упражнялся в основном Ватикан.

Помимо всего, проблему нужно решать в комплексе. То есть следует ответить на вопрос: нужно ли оставлять некрополь у Кремлёвской стены? Ведь там помимо Ленина погребены и такие колоритные личности, как Яков Свердлов и Емельян Ярославский (Губельман). Вместе с тем покоится у подножия Кремля и немало людей, заслуживших высшие почести со стороны государства и народа.
Если будет когда-то принято решение всех их перезахоранивать, разумеется, за исключением того, кто погребён в Могиле неизвестного солдата, нужно подготовить новый некрополь, где всё должно быть представлено на достойном уровне. Ясно, что в одночасье такую проблему не решить.
Как бы то ни было, «Мумия» вышла, будучи поддержанной некоторыми авторитетными священнослужителями и общественными деятелями. А вот чему послужит этот фильм – торжеству православия или же, напротив, его маргинализации – увидим.
Очень дурна была идея назвать только что вышедший фильм старым именем – довольно известного художественного фильма (1999 года) режиссёра Стивена Соммерса, который стал новой версией фильма 1932 года всё с тем же названием. В 2017 году вышла очередная версия с тем же названием, «Мумия», режиссёра Алекса Курцмана. Неужели трудно было российским авторам в 2025 году придумать для своего фильма другое имя? Или же это рекламный ход? Использование известного бренда ради проталкивания товара сомнительного качества? Тогда непонятно, что у такого рекламного хода общего с христианским благочестием, которое фильм вроде как пытается утверждать.
Нет, господа, подобными методами истину не утвердить, её можно лишь опошлить.