Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

О напрасности опасений

01 января 2007

ЗДЕСЬ ТАНЦУЮТ

Репертуар Большого пополнился ещё одной работой Григоровича, а честь представить её выпала учащимся МГАХ

Большой театр сделал всё, чтобы вернуть в репертуар «школьные» спектакли. Хореограф Юрий Григорович, дирижёр Игорь Дронов, ректор Академии хореографии Марина Леонова и исполнительница роли Лизы Дарья Бочкова принимают поздравления; Алексей БРАЖНИКОВВот чего я не люблю, так это разговоры в курилке Большого о том, как хорошо было вчера и насколько хуже сегодня. Особенно если признанных звёзд балета, солисток главного театра страны, сравнивают со звёздами не столько даже будущими, сколько потенциальными. Чья возможность раскрыться зависит, кроме прочего, и от нашего тёплого и доброжелательного к ним отношения.

Поскольку я считаю, что чем больше светил на танцевальной сцене, тем лучше, то моя любовь к балерине порой выходит за всякие разумные пределы. Особенно если это ещё и не балерина вовсе, а пока способная ученица.

Заявляю: «Тщетная предосторожность», которую показали в Большом учащиеся Академии хореографии, дивно как хороша! Я бы сказал даже, что в рамках «национал-большевицкого» дискурса её постановку назвали бы «очередной высотой, взятой талантливыми-и-так-далее».

Ничего не имею против. Ни по сути сказанного, ни по формулировке: я патриот СССР, и меня не коробит ни советская фразеология, ни обилие советских знаков отличия у Григоровича. Что, однако, не мешало мне до недавних пор относиться с некоторыми эстетическими опасениями к творчеству Героя Социалистического Труда. Чисто субъективно, только личное.

Потому если и были у меня какие-то опасения перед первым просмотром «Тщетной», то касались они не девочек и мальчиков училища, но самой постановки. Начиная с названия.

Специалистом по «Тщетной предосторожности» ничуть не являюсь. Никогда её особо не любил. Несколько раз смотрел в постановке Виноградова (МАМТ) и однажды – в редакции Брониславы Нижинской с последующими поправками Филипа Алонсо (кажется, ничего не перепутал). Это – в исполнении Национального балета Кореи. Мотивчики Герольда почитал скучными. О музыкальном сопровождении Гертеля знал понаслышке. Но главное моё преступление в глазах московского балетомана было и осталось таковым: я никогда не видел знаменитую постановку Аштона в Большом! Поэтому не мог оценить недостаток отсутствия «танца в сабо» рядом с достоинством присутствия танца цыганского.

Ладно. Ничего не собираюсь сравнивать. Скажу коротко: мои опасения не оправдались. Григорович взял музыку Гертеля, и она оказалась бодрее герольдовской. Хореограф пригласил правильного оформителя, и вырвиглаз-декорации Жана-Пьера Кассиньоля поразили точностью. Яростный по чистоте тонов «взрыв на карандашной фабрике» взывал к импрессионизму, костюмы подчёркивали укоренённость не в народно-национальном быте, а в традиции художников, перечисление цитат из которых – задача интересная, но нашим целям посторонняя.

Что же, Григорович в очередной раз доказал, что ему присущ экстремальный, но почти безупречный вкус в выборе визуальных решений!

Вторым источником страха была мысль: а ну как в спектакле, объявленном Большим театром, я увижу недостаточное количество учеников? Это опасение тоже оказалось напрасным.

Мы увидели не номера, исполняемые разновозрастными танцовщиками, – мы стали свидетелями рождения спектакля, цельного в своей завершённости. На сцене блистала профессиональная труппа, все элементы которой были подогнаны друг к другу. Солистки вели за собой ансамбль уверенно, при этом каждая из исполнительниц Лизы – по-своему. Дарья Бочкова показала себя зрелой актрисой, способной взглянуть на роль со стороны, добавив иронии комическому действию; Анастасия Соболева – трогательной инженю, чья индивидуальность имеет свойство растворяться в характере персонажа, добавляя в ситуацию комизм уже серьёзностью переживания сценической судьбы. Но не в девочках и их партнёрах (Клим Ефимов и Артём Беляков соответственно) крылось главное очарование спектакля. В конце концов уже многим известно, на что способны как Даша, так и Настя. Откровением было то, что считается пижонами второстепенным: кордебалет!

Мне всегда по душе чёткие манёвры больших групп войск – только они придают батальности мистериальный масштаб. И как война благороднее её участников, так и балет больше прославляющих его звёзд.

Поэтому выше тела балерины я ставлю тело балета.

Поэтому, к примеру, при всей моей любви к Дарье она занимает в чертогах наслаждения отдельный от всего балета покой.
Поэтому я и говорю сейчас о тех, кого не указывают поимённо в программках спектаклей.

Тело «Тщетной предосторожности» было не только прекрасно спроектировано – оно зримо стремилось к совершенству своих форм, оно оттачивало собственную скульптурную тонкость, оно хорошо воплощалось в гармоничных отношениях линий, площадей и объёмов, в точных соответствиях пространственным характеристикам временных интервалов.

Это был театр без малейшего снисхождения к исполнителям!

На «Тщетной» Григоровича и Академии хореографии было удивительно хорошо! Думаю, тотальное исполнение балета учащимися только поможет кассовым сборам. Думаю, Аштона можно забыть. Думаю, мне лично нужно более пристально всмотреться в творчество Григоровича.

Думаю, всем нужно запомнить, что знаки отличия хореографа из СССР не стали знаками препинания для его работы с молодым балетом РФ. Что сама эта балетная молодость по-настоящему красива. Что она и есть мистическое русское тело Вечной России – РФ/СССР.

Которое – напрасны опасения! – нетленно, пока мы танцуем.

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS