Вот уже шесть лет ежегодно появляется солидный книжный том в едином художественном оформлении. На обложках стоят имена, с детства знакомые каждому читателю:
Ф.М. Достоевский и православие: Публицистический сборник о творчестве Ф.М. Достоевского. – М.: 2003. Далее последовали «Н.В. Гоголь и православие» (2004), «Ф.И. Тютчев и православие» (2005), «И.А. Крылов и православие» (2006), «А.С. Пушкин и православие» (2007), «А.А. Ахматова и православие» (2008).
Весь этот примечательный книжный ряд подготовлен и издан Международным фондом единства славянских народов при денежной помощи нескольких российских предпринимателей.
Издание новаторское, но в высшей степени добротное, без малейшего подобия на поспешные книжные новоделы, наводняющие в погоне за модой прилавки магазинов.
Выход в свет названного книжного ряда есть не только положительная примета для нашего книгоиздательского дела, но и в самом подлинном смысле новаторская. Даже в относительно недавнее время выход подобных книг вряд ли был осуществим.
Нет-нет, мы не имеем в виду цензуру минувших лет или ещё какие-либо внешние обстоятельства. Причины того и проще, и много сложнее одновременно.
Нынешняя русская мысль должна была в известной мере дорасти, созреть для того, чтобы сама идея об издании подобного рода произведений могла не только появиться, но и успешно осуществиться.
По мнению многих и по нашему скромному суждению тоже, ныне Россия начала переживать истинный взлёт гуманитарной мысли, причём на новом витке нашего общественного развития. Двадцатый век в нашей стране был неслыханным в мировой истории – трагическим и победным одновременно.
Грандиозный общественный опыт, накопленный за это сравнительно короткое время, был столь велик, что это не могло не сказаться на духовном развитии русского народа. И это происходит.
Естественно, что выпуск книг о православном миропонимании русских писателей начался с книги о Достоевском, тут и пояснять ничего не надо. Открывается сборник известной статьёй митрополита Антония (Храповицкого), затем идут работы отечественных и зарубежных авторов – как церковных, так и светских.
Разнообразные эти материалы были предоставлены издательству Комиссией по изучению творчества Достоевского Института мировой литературы и её руководителем Т. Касаткиной, составлены краткие, но основательные примечания со ссылками на новейшие источники. Выскажем попутно сожаление, что не привлечены работы покойного Юрия Селезнёва.
По тому же образцу составлен сборник статей о творчестве Гоголя. Здесь материалы подбирались Гоголевской комиссией Академии наук под руководством его председателя В. Воропаева.
Сборник получился поистине выдающийся – и это при исключительной его сложности! Авторы его – лица духовные и светские, наши современники, например, доктор богословия Московской духовной академии М. Дунаев и доктор филологических наук Института мировой литературы В. Гуминский. Ко всем материалам даны обстоятельные примечания.
Не станем сколько-нибудь подробно говорить о сборниках, посвящённых Пушкину, Тютчеву и Ивану Андреевичу Крылову. Кстати, последний остался в народной памяти исключительно как баснописец, что, как убедительно показано в соответствующем сборнике, есть очень узкое понимание этого истинно православного писателя.
Уровень издательской подготовки столь же солиден, необходимые примечания и пояснения выполнены основательно.
Всем сборникам предпослано введение, оно называется «предисловие» или «вместо предисловия». Все они принадлежат одному автору – президенту фонда Валерию Алексееву. Задача исключительно сложная, над неудачными опытами такого рода, а они известны, охотно подтрунивают рецензенты.
Скажем со всей ответственностью, что в данном случае вступления к сборникам оказались очень к месту. Они кратки, содержательны и современны. Приведём лишь один пример из книги о Гоголе, одном из самых сложнейших наших классиков: «Великий русский писатель, с детства знакомый всем нам по школьным программам, сатирик, бытописатель русской и малороссийской жизни, но, оказывается… подлинного Гоголя мы долгие годы не знали. Мы не знали замечательного духовного мыслителя Гоголя».
И далее: «К сожалению, и в церковной среде тогда не все приняли духовную прозу Гоголя. Только позднее в Церкви нашлись провидцы, воспринявшие Гоголя в этой ипостаси». Это и серьёзно, и по-новому.
К сожалению, тираж книг до обидного мал. Это следствие общей бедности нынешней русской культуры. Не проявилось к ним и должного внимания в нашей печати. Но тут уж не вина авторов и составителей этих в высшей степени удачных и нужных сборников.