Этой весной отдельным изданием выйдут дневники 1960-х годов Александра Твардовского, относящиеся к «новомирскому периоду», с комментариями его дочерей. Об этом сообщила дочь писателя, доктор исторических наук Валентина Твардовская на вечере «Александр Твардовский и современный литературный журнал», прошедшем в Королёвском филиале Московской областной государственной научной библиотеки (МОГНБ) им. Н.К. Крупской.
В подмосковном Королёве это не первое мероприятие, посвящённое грядущему столетнему юбилею Александра Твардовского. Помимо дочери писателя на встречу были приглашены нынешний главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский и писательница Светлана Кайдаш-Лакшина (вдова писателя Владимира Лакшина, являвшегося с 1962 года членом редколлегии «Нового мира», а в 1967–1970 годах – заместителем главного редактора журнала). У каждого из трёх гостей был свой взгляд на те 16 лет жизни (1950 – 1954 гг., 1958 – 1970 гг.), которые отдал «Новому миру» Александр Трифонович. Но все сходились в одном: А.Т. Твардовский – выдающаяся фигура в истории литературы и журналистики и как поэт, и как общественный деятель, и как редактор.
У многих из нас его имя ассоциируется в первую очередь с литературой. Первое, что приходит на ум: поэмы «Страна Муравия» и «Василий Тёркин», стихи о войне. Но мало кто знает, что во время работы в журнале собственное творчество отошло для него на второй план. Он старался вернуть литературе её достоинство, говорил о важных вопросах общественной и литературной жизни. А.Т. Твардовский открыл немало новых талантливых писателей, дал им возможность выступить перед многотысячной читательской аудиторией.
В зале были люди, которые держали в руках 11-й номер «Нового мира» за 1962 год, в котором впервые прозвучало имя Александра Солженицына. С тех пор «Новый мир» так и не сменил обложку (единственный из всех «толстых» литературных журналов советского периода), ведь магия её была слишком сильна, очень дороги воспоминания о былом.
– «Новый мир» был духовным центром страны, – говорит Светлана Кайдаш-Лакшина. – Он доходил до Владивостока, Камчатки, Сахалина… А вы знаете, как появился «Архипелаг ГУЛАГ»? Благодаря письмам, которые А. Солженицын уносил из редакции чемоданами после публикации «Одного дня Ивана Денисовича». Один из замечательных умов XIX века говорил, что нужна погоня за быстро несущейся умственной жизнью века. Вот этим и занимался журнал во времена А.Т. Твардовского.
Ещё одну интересную сферу деятельности Александра Трифоновича открыла на встрече в Королёвском филиале МОГНБ им. Н.К. Крупской его дочь Валентина Твардовская:
– Ведь никто не знает, что А.Т. Твардовский – один из первых наших правозащитников. Он никогда не писал о том, за кого хлопотал, кого высвободил на волю… В частности, он помог правозащитнику Револьду Пименову и поэту Алексею Прасолову.
– И таких людей много, – продолжила рассказ Валентина Твардовская. – Просто отец никогда о своих добрых делах не говорил, так же как и о своём сопротивлении властям. Причём считал, что счёты со своей властью надо сводить на своей земле, – никогда не обращался за помощью к зарубежным корреспондентам. Что вы думаете, перед разгромом «Нового мира» в феврале 1970 года, если бы он созвал пресс-конференцию, не было бы шума? Он просто в знак протеста ушёл, но не стал пользоваться этим средством. Он мог бы сказать вслед за Варламом Шаламовым: «Я не хочу быть орудием холодной войны». А война тогда была, и он это чувствовал. Но не позволял себе ни жалоб, ни, когда ездил за границу, интервью, которые бы выставляли царящие в нашей стране порядки не в том свете. Он считал, что всё надо делать у себя в стране и в своём журнале.