Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

О пользе чтения сценариев

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Алексей Балабанов. Груз 200: Киносценарии. – СПб.: Сеанс, Амфора, 2007. – 495 с.: ил. – (Серия «Библиотека кинодраматурга»). 

Киносценарии – это всё ж таки достаточно специфический литературный подвид. Далеко не все из них, скажем прямо, нуждаются или даже предполагают публикацию и последующее чтение. Есть, конечно, среди представителей занятого их созданием особого и бурно растущего цеха настоящие мастера слова, у которых эти априори функциональные, служебные тексты вырастают до уровня подлинно художественного. Именно таковы, в частности, большинство авторов сравнительно недавно возникшей в Петербурге книжной серии «Библиотека драматурга», в рамках которой практически один за другим вышли из печати сборники сочинений Юрия Арабова и Евгения Шварца, Ренаты Литвиновой и Алексея Германа с его неизменным соавтором Светланой Кармалитой, трагически рано ушедшей из жизни, талантливейшей Надежды Кожушанной и – буквально на днях – признанного мэтра профессии Рустама Ибрагимбекова.
Алексея Балабанова в качестве человека пишущего к этой категории, скорее всего, не отнесёшь. В его сценариях почти нет разного рода отвлечённых «красивостей», сугубо атмосферных фраз и абзацев, любования словом... Точнее, у раннего Балабанова, периода «Счастливых дней» (вольной импровизации на темы Беккета, посредством которой он стремительно ворвался в российский кинематограф, утвердившись там всерьёз и надолго), всё вышеназванное в той или иной степени ещё можно встретить. А вот, начиная с наделавшего столько шороху «Брата», письмо становится утилитарно жёстким. Уже на стадии письменного стола Балабанов, похоже, чётко видит «картинку» своего будущего фильма, череду последовательно сменяющих друг друга эпизодов и озабочен лишь тем, как передать всё это на бумаге с наибольшей ясностью, подробностью, «киногеничностью».
Но именно благодаря такой сугубой нацеленности на конечный результат почти все помещённые в сборнике тексты моментально берут тебя в оборот и держат вплоть до словосочетания «финальные титры» достаточно цепко. Заложенная в них внутренняя «кинематическая» энергия в значительной мере искупает беллетристическую скупость. Здесь довольно скоро начинаешь ловить себя на ощущении, что не столько книгу читаешь, сколько фильм пересматриваешь, заново прокручивая его в мозгу (если речь идёт о сценарии осуществившемся), или же видишь впервые – в тех случаях, когда литературная первооснова по тем или иным причинам не нашла своего воплощения в плёнке (относительно давний навеянный Гамсуном «Пан», написанный в содружестве с постоянным балабановским продюсером Сергеем Сельяновым и гораздо более свежий «Американец» – полная лихих фабульных поворотов и резкого, как водится у «позднего» Балабанова, социального пафоса история злоключений некоего гражданина США в суровой Сибири).
Есть у этого тома и ещё как минимум одно положительное свойство, касающееся последней одноимённой работы режиссёра, аккурат к выходу которой на экран издатели так старались поспеть. Посмотрев «Груз 200», как-то очень не хочется вновь подвергать себя этому испытанию, по крайней мере в обозримом времени (я сейчас говорю исключительно о своём восприятии ленты и не касаюсь категории эстетического – просто воздействие этого произведения на простом физическом уровне, пожалуй, чересчур сильнодействующее). А вот сценарий прочитать можно (и даже, наверное, нужно), восстановив таким образом в памяти весь фильм по кадрам и делая новую попытку понять: что же в итоге хотел нам сказать его автор. Впрочем, однозначного и окончательного ответа на этот вопрос, видимо, всё-таки не существует. 

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS