В последние десятилетия стало модно вычислять загадочный IQ. «Буду качать интеллект!» – решает юноша на втором курсе института. Сначала он читает научпоп Стивена Хокинга. Потом для гармонического роста проглатывает «всего Ремарка». Полезно? По умолчанию! Вот только мы забываем о штуке, которая зачастую гораздо полезней. Это кругозор. Иными словами, система базовых знаний о мире вокруг и о том, как он менялся. А мир велик, и сформировать кругозор, начав читать книги в 20 лет, довольно сложно.
Почему он прагматически полезен? Вместо ответа расскажу историю о новосибирской девушке Маше. 26-летняя Маша устраивалась на работу в банк на должность, которая предполагала живое общение с клиентами. Последний этап перед приёмом на работу – собеседование с руководством. Начальник отдела кадров предупредил Машу: «На собеседовании будет Пётр Петрович из совета директоров. Он может задавать разные вопросы «не по теме».
И вот в конце собеседования Пётр Петрович доброжелательно спрашивает:
– Скажите нам, Мария, какой праздник мы будем отмечать через неделю? 23 февраля?
– День святого Патрика?.. Ой, нет, День защитника Отечества!
– Верно. А в честь какого события мы его отмечаем?
– М-м-м... Не знаю...
– А назовите нам, Мария, известных новосибирских актёров.
Пётр Петрович, конечно, имел в виду новосибирскую театральную школу, но Маша начала вспоминать местных кинозвёзд. И не вспомнила. И на работу её не взяли.
– Всё ясно! – заключил Пётр Петрович. – Вы не сможете поддержать элементарного разговора с клиентом.
Кстати, об актёрах. Общим местом стало утверждение о том, что интеллект артисту не помогает, а даже иногда мешает: тормозит непосредственные реакции. Спорить с этим не будем. Добавим только, что и узкий кругозор артисту мешает. Режиссёр А. Смирнова в беседе с А. Смелянским жалуется на то, что сегодняшнему артисту трудно объяснить задачу, если ссылаешься на литературу и литературных героев.
Бывает и особый, профессиональный, вид кругозора – у специалиста, который занимается определённой темой. С него спрос иной. Нам, обывателям, особенно бросаются в глаза пробелы в профессиональном кругозоре сценаристов исторического кино. Поскольку отечественные киношники сейчас явно экономят на консультантах, то сценаристу приходится самостоятельно ориентироваться в эпохе: что ели, какие газеты читали, какие платья и танцы были модны. Но на деле мы видим на экране, как в военные годы сельские пацаны гоняют на новеньких великах. Товарищ сценарист! Велосипед тогда был ценностью и в деревне обычно имелся лишь у сельской элиты. В старом советском мультфильме радость почтальона Печкина, получившего в подарок двухколёсного друга, исторична и отражает «правду жизни».
Не по-доброму удивляет и кругозор современных писателей. Например, в 2019-м вышла книга А. Ганиевой о Лиле Брик. В ней автор цитирует дневниковую запись Николая Пунина: «…есть что-то наглое и сладкое в её лице с накрашенными губами и тёмными веками, она молчит и никогда не кончает…» После этого автор размышляет о поведении Лили в кровати – ей и невдомёк, что Пунин писал не о постельных привычках Лили. Потому что в те времена глагол «кончать» не использовали в значении «получить оргазм».
Конечно, всё знать невозможно. Но человек с кругозором не будет выносить глупых и безапелляционных суждений. Он поймёт, какую версию нужно перепроверить, в чём можно усомниться, где найти достоверные сведения.
Всем ли нам нужен кругозор? Шерлок Холмс легко обходился без него, не зная, что Земля вращается вокруг Солнца. Но Холмс был гений, а мы – нет.