Историческое событие: в апреле суточная аудитория «Яндекса» впервые превысила аудиторию Первого канала. Этот факт не только заставил экспертов рассуждать о радужных перспективах Интернета, но и порадовал публику, которая считает абсолютным злом детище Константина Эрнста.
Возможно, когда-нибудь Первый канал действительно уйдёт в прошлое. Возможно, когда-нибудь по количеству зрителей его обгонит табло расписания поездов Курского вокзала. Однако следует понимать, что, даже оказавшись на свалке истории, Первый не утратит своей архивной ценности.
Вот яркий пример. В состав нового правительства России вошла персона, о которой мало что известно. Речь о первом вице-премьере Ольге Голодец. Она будет курировать вопросы социальной политики – сферы, наиболее чувствительной и знаковой. Именно ситуация в здравоохранении, соцобеспечении, образовании касается каждого, по этим направлениям народ оценивает, справедливо ли устроена жизнь в России. Именно этим блоком будет руководить чиновник, которого характеризуют коротко, по-канцелярски: «Ранее работала заместителем мэра Москвы по социальным вопросам».
Однако внимательных и преданных зрителей Первого канала не проведёшь. Они помнят, что впервые увидели Ольгу Голодец в ноябре 2010 года гостем программы «Судите сами», в которой она старательно и пылко защищала инициативы РСПП и лично Михаила Прохорова по реформе Трудового кодекса. Это было первое масштабное появление олигарха на ТВ. В студию Максима Шевченко он явился со свитой – Леонидом Ярмольником и Ольгой Голодец, презентованной как «заместитель председателя Комитета по рынку труда и кадровым стратегиям РСПП». Именно после этого эфира представитель организации, которую злые языки называют «профсоюзом олигархов», начал стремительную карьеру госчиновника, оказавшись транзитом через московское правительство на головокружительной должности вице-премьера правительства РФ.
Тогда, в 2010-м, усилиями оппонентов антинародных инициатив (Оксаны Дмитриевой, Андрея Исаева, Андрея Макарова) удалось выявить, что РСПП ведёт системную, продуманную, кропотливую работу по изменению трудового законодательства РФ в пользу олигархов. Тогда показалось, что «рабочей лошадкой» реформ является именно Ольга Голодец, во всяком случае, отдельные её реплики свидетельствовали, что к разработке стратегии, программ и планов Союза промышленников и предпринимателей она имеет непосредственное отношение. Именно её выдвигал на авансцену Прохоров, когда ему не хватало аргументов. (Невольно напоминая публике музыкальный номер Караченцова в «Собаке на сене», когда на самую высокую ноту серенады из кустов извлекался профессиональный тенор.)
В 2010-м планы легализации 60-часовой рабочей недели не были воплощены. Как, впрочем, и сопутствующие инициативы: позволять работодателю изменять договор в одностороннем порядке, не предоставлять отпуск по учёбе… Планы были обширные – Андрей Макаров демонстрировал телезрителям увесистый труд РСПП «Стратегические задачи управления человеческим капиталом – новый вектор развития»… И вот Ольга Голодец – вице-премьер социального блока…
Хотя оценить это назначение можно и с других позиций, взглянуть на ситуацию с оптимизмом. Порадоваться, что не назначили Ярмольника. Тот проявил себя как настоящий либерал-радикал, обращаясь к оппонентам, в выражениях не стеснялся:
«Вы считаете, что в первую очередь нужно заботиться о работнике? У работника – психология совка, я много лет живу в этой стране, правда заключается в том, что, хорошо он работает или плохо, мало или много, он хочет получать столько, сколько все… То, о чём вы говорите, осталось в прошлом веке. Сегодня, если я, например, становлюсь на позицию Прохорова, если я хочу что-то сделать, дайте мне возможность организовать это по моему разумению…»
Ну что тут скажешь? Человеческий капитал, как говорится, безмолвствует.