Ольга Черниенко. Воронья история. – М.: Литературное агентство «Крупный шрифтЪ», 2021. – 148 с. – 3000 экз.
Это очень честная книга. Сейчас зреет омерзительный тренд на отбеливание СССР, особенно на некую идеализацию советского детства. Книга «Воронья история» разрушает этот миф.
В основе повествования трагическая жизнь девочки, страдающей слабым здоровьем и категорически не принимаемой классом, а по сути детской стаей, жестокой и бесчувственной.
Автор находит разные краски для описания событий. Её писательская палитра разнообразна. Весьма подробно и жёстко показывая отношение общества того времени (действие происходит в 50-60-е годы на Кольском полуострове) к интеллигенции, Ольга Черниенко не зацикливается только на тёмных тонах. Очень тепло и пронзительно она демонстрирует на страницах книги родительскую чуткость и то, как она находит отдушину в заботе о животных и в занятиях на скрипке. «Вот как? Значит, мне надо срочно записаться в музыкальную школу! И вскоре я уже училась играть на скрипке. Выбор инструмента был неслучаен – скрипка стала моим голосом, моей речью, с её помощью я могла рассказать о том, как страшно жить на свете».
Книга «Воронья история», несомненно, автобиографическая. Сразу вспоминаются вещи Льва Толстого, Горького, Алексея Толстого. Автор тонко показывает постепенное становление человека, превращая свою личную историю в то, что интересно всем умным читателям. От детской болезненности и конфликта с коллективом героиня начинает постигать мир. Сначала через одну появившуюся телепрограмму в скудной северной жизни начала 60-х годов прошлого века. А потом через книгу Льва Толстого «Путь жизни». Толстовские максимы ложатся на сознание ребёнка острым пониманием первичности несправедливости и становятся важнейшим фактором на пути превращения ребёнка во взрослого. Неожиданное и очень правдивое писательское наблюдение.
Черниенко обладает острым зрением, умея выцепить из прошлого те факты, по которым читатель будет строить своё восприятие её художественного текста. Очень образно и убедительно выписано, как ребёнок, разочаровавшись в людях, начинает считать, что животные обладают качествами более ценными, чем люди, и часто ведут себя благороднее.
Главная героиня этой книги – девочка серьёзная. Всякое её размышление – взрослое. Её отношение к животным приводит к тому, что она отказывается от мясной пищи. А это для того времени – шаг серьёзный. Но героине не привыкать быть «белой вороной». Кстати, ворона действительно появляется на станицах. Вернее, не ворона, а воронёнок Няма.
Вокруг этого трогательного маленького создания выстраивается главная сюжетная парадигма книги. Вороны в русском сознании – образ весьма зловещий. Черниенко придаёт воронам совсем другое значение, реабилитирует их, показывает их с любовью, вдумывается в их поведение: «Знаменитая лебединая верность всегда вдохновляла поэтов, художников, композиторов. О ней слагали стихи и писали песни. Но никто ни разу не воспел воронью любовь. Ведь лебедь – по человеческим понятиям, красивая птица, а ворона – «некрасивая»! Зачем же вспоминать о любви какого-то страшилища? Тем более что людям часто нравится убивать животных и птиц только потому, что, как им кажется, они «некрасивые, страшные, ужасные...»
Но у Бога нет «некрасивых» творений, и вороны на самом деле прекрасны! Сколько достоинства в гордой посадке головы, походке, поведении!»
Сам Няма прописан тонко, трогательно, нежно, с большим мастерством, привязываешься к нему так же сильно, как привязалась к нему героиня и её домашние. Когда он вырастает, находит себе пару, вороны входят в жизнь героев книги уже серьёзно. Автор даёт большой и квалифицированный экскурс в их поведение, в их своеобразный кодекс, мы с удивлением узнаём, что это одни из самых благородных по повадкам птиц. Не случайно в народе есть поверье, что ворона – умная птица. Не только умная, но и добрая. Вороны никогда не нападают первыми, только если защищают потомство. Всё это Черниенко рассказывает понятно, доступно и интересно. С любовью и пониманием того, как устроена популяция этих птиц, почему люди придают им несуществующие качества, не замечая реальных.
«А купание ворон в снегу вы когда-нибудь видели? Удивительнейшее зрелище! Свежевыпавший, ещё пушистый слой снега вызывает у птиц желание принять снежную ванну, дабы очиститься от паразитов. Разбежавшись, сложив крылья и вытянувшись струной, словно ныряльщик в бассейне на мостике, вороны по очереди подпрыгивали и погружались в глубокий рыхлый сугроб».
По этим фрагментам видно, как хорошо у автора поставлена рука, как просто он изъясняется, сохраняя в этой простоте богатство и разнообразие русской лексики и синтаксиса. Многим раскрученным рынком псевдозвёздам впору поучиться у Ольги Черниенко.
Конечно, в «Вороньей истории» есть не только вороны. Повесть населена и человеческими персонажами, все они – части одной вселенной, все они имеют для жизни героини большое значение. И бабушка, с которой она упоённо беседует, и её первый учитель по скрипке, и орущие матерно тётки, когда видят, что девочка кормит ворон, и многие другие. Политический аспект книги тоже заметен и явственен. Позиция автора не вызывает сомнений. И мне она близка. Сцена, когда дети находят разрушенный памятник Сталину, впечатляет: «Однажды, будучи в походе «за красотами родной природы», наш отряд наткнулся в лесу на огромную свалку, из которой торчала засыпанная по пояс мусором фигура Сталина, зорко зрящего в «светлое будущее всего человечества». Совсем недавно она олицетворяла всемогущее божество, ныне низложенное до уровня убийцы и преступника!
Так и хотелось подойти, погладить его снисходительно по голове, спросить: «Ну как вам тут, на свалке истории, Иосиф Виссарионович?»
В книге нет навязчивой назидательности, но есть мораль. Её не так легко сформулировать, она, наверное, укладывается в тезис: какой бы плохой ни была жизнь, можно найти рядом хороших людей.
Сюжет этой книги весьма увлекателен. На каждой странице происходит что-то, что заставляет читать дальше. Это и появление подростка Вити, который начинает помогать героине в её «жизни с птицами». К воронам присоединяются голуби, воробьи. Два маленьких ещё человека противостоят жестокости взрослых, делают всё, чтобы птиц не обижали. Птицы небесные. При советской власти это словосочетание предпочитали забыть. Иногда Черниенко предлагает нам выводы неожиданные, но меня они убеждают вполне: «Самым знаменитым «передовиком» – убийцей сусликов был подросток из Одессы Лёня Миколаенко, уничтоживший за одно лето 4200 зверьков! Почёт ему и слава! Доблестные советские граждане боролись с сусликами не один десяток лет, ибо власти, вместо того чтобы признать неэффективность собственного руководства сельским хозяйством, упорно твердили: в неурожаях виноват суслик – враг народа, пожиравший зерно прямо в поле, со стебля».
Черниенко не смущает нас хорошим концом в стиле сусальных детских советских агиток. Злые люди и злые дети всё же убивают птиц, образ Пашки, ненавистного соседа по парте и сына уголовника, важен в книге. Для Черниенко никак не подходит ныне культивируемый образ мужской силы, грубой, наглой, циничной, образ как и из советского дворового быта, так и из низменных девяностых. Сцена похорон Нямы, сцена гибели его вороньей семьи перетрясает душу. И понимаешь, что эта великолепная книга очень нужна нынешнему молодому поколению, чтобы понять: настоящая сила в преданности, красоте и благородстве.
Максим Замшев