Хочу сказать несколько слов о наболевшем. О том, что так терзает душу любого писателя, который пишет не только романы, но и повести, рассказы и миниатюры. Я лет шесть-семь наблюдаю за литературным рынком, слежу за всеми новинками книжной индустрии. Почти все так называемые лидеры продаж – это романы. Ни одного сборника рассказов или повестей среди бестселлеров я не нашёл. Представляете себе? Разве что «Грех» Захара Прилепина, который подавался как роман в рассказах. Рынок переполнен романами и длиннющими сериями, растягивающимися порой до десяти книг.
Нет, я не противник больших форм. Но я пишу повести и рассказы, и мне не хочется, чтобы они не нашли своего читателя. Не спорю, роман легче продать, роман интереснее читать, погружаясь в мир героев на долгое время. Рассказ же – словно вспышка фотоаппарата, короткий и яркий. Но если он написан великолепно, впечатления останутся такими же, как после прочтения книги страниц на восемьсот-девятьсот.
Что же мешает российским писателям создавать великолепные сборники? Недостаток таланта? Да бросьте! Россия всегда была богата на таланты: уж этого у нас никто не отнимет! Здесь всё значительно проще. Намного проще. Роман окупится, а сборник вряд ли. Поэтому многие издательства предпочитают издавать именно романы. Сборники издают только писатели с именем, и это ещё один минус. Сборник молодого или начинающего писателя практически сразу будет выброшен в мусорную корзину, едва пересечёт порог издательского дома. Если вдруг я не прав и есть исключения из этого правила, то я кланяюсь такому издательству.
Россия – страна с богатыми традициями. И у нас всегда были великолепные писатели, работавшие в малой форме. Вспомните хотя бы Антона Павловича Чехова, гениального новеллиста. Неужели его рассказы хуже больших романов?
Роман – это, конечно, хорошо. Но иногда просто не хватает времени на его чтение. И тогда говоришь сам себе: «Эх, сейчас бы какой-нибудь рассказик почитать». Глядишь, а под рукой ничего и нет. А хотелось бы, чтобы у нас сейчас был свой, современный если не Антон Павлович Чехов, то хоть Стивен Кинг или Эдгар Алан По.
, ОРСК