Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

О сходстве несходного

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

В галерее «Дом Нащокина» проходит выставка произведений Александра Древина и Надежды Удальцовой из собрания Третьяковки и частных коллекций. (Подумала, что вежливее было бы поставить Удальцову на первое место – но нет, не получается, в этой паре Древин лидер, тот, кто ведёт и в жизни, и в искусстве.) Это их третья совместная выставка, при том что две первые состоялись ещё при жизни Древина. Представить себе существование Удальцовой после его расстрела в 1938 году (за мифическое участие в «контрреволюционном заговоре») тяжело. Но показанные на выставке картины говорят – жила, развивалась, становилась всё больше похожа на мужа, как бы досказывая то, что он не успел. Они, впрочем, и без того были творчески очень схожи. Такое случается. Пикассо порой неотличим от Брака. А работы «Бубновых валетов» часто кажутся написанными одной и той же рукой. Но там родство приёмов, нового художественного языка, а тут – родство душ, помноженное на взаимное влияние, семейную «соревновательность», общность мотивов, родившихся в совместных путешествиях, или «творческих командировках» на Урал, Алтай, в Армению...
И кстати, как одинаково нельстиво они изобразили друг друга в парных акварелях 1935 года! (иллюстрация вверху). В акварели Удальцовой профиль мужа грубоват и тяжеловесен, но в нём ощутима сила. А Древин подчёркивает длинный нос, старушечью причёску с пучком, но в плавных перетеканиях розовато-коричневых пятен акварели сквозит женственность модели. Однако в чём же их сходство?
Оба любят в пейзажах открытое в даль пространство, оба его всячески «закручивают», прорезая дорогами, реками, оврагами и холмами. Оба любят околицы с покосившимися заборчиками, глинистую почву дорог, придорожную зелень и особенно небо. В эпоху социальной революции оба космичны, а не социологичны, бытийны, а не описательны. Путь обоих ведёт от радикального авангарда начала ХХ века (от этого этапа на выставке представлена древинская «Беспредметная композиция» 1918 года) к обновлённому реализму, идея которого, по словам замечательного критика тех лет Якова Тугенхольда, «носилась в воздухе».
Самое интересное на выставке – пейзажи, хотя есть тут и портреты, и натюрморты, и даже жанровые сценки. Но в портретах Удальцовой, да, пожалуй, и Древина чувствуется «время», в них меньше того «полёта» и той раскрепощённости, что есть в пейзажах. За исключением двух «национальных» – по следам путешествий портретов – выразительной, мощно вылепленной «Армянки» Древина (1935) и затаённой, очень красивой по колориту «Алтайки» Удальцовой (1930). Необычен и древинский «Портрет сына» (1926), немного фальковский, со сложной цветовой вибрацией и неожиданным «рембрандтовским» мотивом ребёнка, читающего большую затрёпанную книгу, напоминающую не то Библию, не то «старорежимное» издание Пушкина. Художник не желал поддакивать оглупляющим тенденциям эпохи.
Александр Древин. «Дорога. Жёлтое небо»Но, повторяю, особенно захватывают пейзажи, в которые вглядываешься, невольно сопоставляя развешанных «вперемешку» супругов-живописцев. Есть выразительнейшая характеристика, данная их учеником по ВХУТЕМАСу Сергеем Лучишкиным: «Лёд и пламень – так можно было бы определить эту семейную пару… Всегда сдержанная, спокойная, с твёрдой, неколебимой и ясной позицией, без какой бы то ни было экзальтации – такова Удальцова. Бешеный, взрывной темперамент, «поиск в никуда» (только он неизменен) и открытое, обращённое ко всем доброе сердце – таков Древин».
И вот интересно! Эта разница темпераментов ощутима и в разработке художниками одинаковых мотивов. Положим, «Изумрудное поле» Удальцовой (1930-е) перекликается с работой Древина «Дорога. Жёлтое небо» (середина 20-х). У Удальцовой уходящая в глубь холста дорога гармонизирует пространственные планы, которые, постепенно высветляясь, переходят в прозрачное, с голубыми рефлексами небо. А золотисто-жёлтое дерево почти в центре холста добавляет целому основательность и устойчивость. В композиции Древина всё обобщённее, экспрессивнее, апокалиптичнее. Тут дорога уходит не в глубь холста, а словно взмывает вверх, к небесам с их невероятно интенсивной, как в детских рисунках, желтизной. Коричневые, зелёные, жёлтые, бурые мазки кисти, оставляющие ощутимый след на холсте, передают само движение стихий – месива глинистой, вязкой земли, полёгшей плотной зелени вдоль дороги и непрозрачного, бурлящего, почти «упавшего на землю» неба. Древина вообще можно назвать одним из немногих в тогдашней России экспрессионистов или неоромантиков, передающих в пейзаже порывы и предчувствия неутолённой души.
Подлинные древинские шедевры – картины, оказавшиеся во многом провидческими, – «Сухая берёза» (1929), «Барка» (начало1930-х гг.), «Овраги» (1927) и «Река Чусовая» (1928). В двух первых работах, показывающих стихийный природный катаклизм, словно бы предсказана личная катастрофа. Изогнутый голый ствол берёзы, высохшей среди искорёженной и провалившейся местности, светится на фоне ослепительно яркого грозового неба каким-то неоновым светом. И это придаёт картине столь же апокалиптическое звучание, что и зрелище гибнущей в штормовых волнах одинокой барки.
Древин заворожённо вглядывается в таинственные бездны, скрытые камнями и разросшейся листвой («Овраги»). Но его взор готов увидеть и сияющую золотом постройку, напоминающую храм, на далёких, перерезанных рекой холмах («Река Чусовая»). Пейзажи художника скрыто экстатичны и передают духовный порыв, устремлённый к небесам, то просветлённо-приветливым, то бурным, то грозовым.
И после гибели мужа Надежда Удальцова взялась продолжать за него эту грозно-трагическую линию взаимоотношений с небом. Её поздние пейзажи зачастую совсем не гармоничны. На выставке мы можем увидеть «Предгрозовой пейзаж» и «Облака» 1940-х годов и безумное позднее «Зарево» (1956), где небо, по цвету похожее на бушующий радужный спектр, смешалось со столь же вздыбленной, всех оттенков зелёного землёй. И как знак их общей любви – серенький заборчик по нижнему краю холста, написанный экспрессивными древинскими мазками.
И лишь изредка душа художницы отдыхает на очень светлых, прозрачных, архитектурно выстроенных пейзажах, как, например, «Цветущий сад» (1940-е гг.). В датированной 1959 годом работе «На террасе», где пейзаж совмещён с натюрмортом, весьма ощутимы отголоски кубизма, с которого когда-то и начинала свой путь эта необыкновенная «амазонка авангарда»… 

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Вера Чайковская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS