Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

О слове

01 января 2007

ФИЛОСОФСКИЕ МОНОЛОГИ

Фёдор ГИРЕНОК, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

В современном мире царственное положение слова поколеблено. На его место теперь претендует образ, единственное свойство которого состоит в том, чтобы не быть знаком. Визуальное сегодня не желает быть иллюстрацией к тексту. Напротив, вербальное становится приложением к визуальному. Мир от­ныне не текст, и слово в нём больше не хозяин.

ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ СЛОВА

В каждом слове есть два слова: внутреннее и внешнее. Одно предназначено для общения с собой, второе – для коммуникации с миром наличного. Проблема состоит в том, что внешнее слово пытается существовать вне связи с внутренним.

В разговоре с собой можно молчать. Внутреннее слово возникает из молчания. В коммуникации с другим нужно всё время говорить. Внешнее слово возникает в речи, в процессе высказывания. Говорить – значит всегда ставить в центр другого, а мыслить – значит ставить в центр самого себя, поэтому нельзя одновременно говорить и мыслить.

Любая мысль смещает человека в сторону от языка, делая его косноязычным, вынужденным обратиться к образу, к тому, что возникает в процессе воздействия человека на самого себя. Мысль в языке не от языка, а от образа. Язык смещает человека в сторону от мысли, давая ему возможность для пустословия. Двусмысленность слова состоит в том, что мысль сближает его с образом, а язык – со знаком. Внешнее слово – это не что иное, как знак, внутреннее слово – это образ.

СЛОВО-ЗНАК

Речевой знак – это первый знак, знак вообще. Все другие знаки являются постречевыми. Если он существует, то существует как пара, как два знака. Поскольку их два, постольку они нетождественны. Но если их в поисках значения отнести к одному предмету, то они станут равны, и один знак уже сможет обмениваться на другой. Если каждый знак заставить обозначать один предмет, то знаки станут именами и составят язык, на котором невозможно будет говорить, ибо в нём не будет пустых слов. А без пустых слов мысль не сможет привести язык в движение, так как мысль – это не что иное, как метафора, перенос значения.

Поскольку знак – это всегда два знака, постольку смысл не может быть приписан одному знаку. Один знак, одно слово – это мёртвое слово, которое существует только в словарях. Смысл находится между двумя знаками, убегая по цепочке метафор от первого слова ко второму. Благодаря этому «убеганию» мы можем читать и перечитывать книги, открывая в них всегда новые смыслы.

Если бы смысл можно было приписать одному слову, то этот смысл был бы всегда на месте, всегда уже здесь, и речь потеряла бы всякий смысл. Она стала бы невозможной в силу невозможности переопределения смысла, переозначивания знака.

Слово как знак – это «мяч», которым играют люди по правилам языка. Что бы мы, играя, ни сказали, язык придаст сказанному двусмысленность, потому что знак отсылает к знаку, а не к значению.

АУТИСТИЧЕСКАЯ КОРОБКА

Имеет ли слово само по себе значение? На этот вопрос существует два ответа: да и нет. Выготский говорит «да». Витгенштейн скажет «нет». Согласно Выготскому, слово и значение слиты воедино. Если бы они не были слиты, то тогда было бы невозможно речевое мышление. Речь была бы сама по себе, а мышление само по себе.

На мой взгляд, речь и мышление изначально не зависят друг от друга. Мы мыслим не потому, что говорим, а говорим не потому, что мыслим. Скорее, наоборот. Когда мы говорим, мы не мыслим, а когда мы мыслим, мы не говорим. Феномен мышления вслух – это феномен проговаривания видений, грёз, которые приходят нам в голову. Это как бы описание сна наяву. Обычно слова произносятся вне связи с мыслью, а мысль мыслится вне связи со словом.

Итак, согласно Выготскому, значение неотделимо от слова, тогда как Витгенштейн считал иначе. И мне кажется, что прав был Витгенштейн, выступив с критикой референциальной системы языка.

Человек, обращаясь к языку, учится использовать синтаксис и слова. Но каждое слово для каждого человека оказывается аутистической коробкой, в которой, в свою очередь, у каждого сидит свой жук. А поскольку никому нельзя посмотреть на жука в чужой коробке, постольку все думают, что жук – это то, что у него в коробке, и с этой мыслью вступают в социальную коммуникацию. Но то, что находится в коробке, вообще не принадлежит языку. Когда говорят, используют слова, а не значения слов. Каждый знает, что такое жук по внешнему виду своего жука, но вполне может оказаться так, что в коробке находится совсем не жук, а что-то другое или там вообще ничего нет. Но при этом слово «жук» будет употребляться людьми, хотя оно не может быть обозначением того, что в коробке, ибо то, что в коробке, существует вне языка.

ВНУТРЕННЕЕ СЛОВО

Внутреннее слово – это слово-образ, слово-миф. О важности различия между словом-мифом и словом-знаком свидетельствует драма Софокла «Филоктет».

На острове Лемнос жил Филоктет, герой войны, друг Геракла. Жил он один, и не было у него ничего, кроме лука и стрел, подаренных ему Гераклом. Когда-то был Филоктет знаменит и уважаем греками. Но однажды ему не повезло. Его укусила в ногу змея. На месте укуса образовалась зловонная незаживающая рана. Рядом с Филоктетом невозможно было находиться, и греки решили избавиться от него. Одиссей высадил Филоктета на безлюдном острове и, оставив его умирать, уплыл.

Шло время. Война с Троей затягивалась, и боги сказали грекам, что они могут победить Трою, если у них появится оружие Геракла. И вот тогда-то греки вспомнили о Филоктете и стали делать всё, чтобы забрать у него оружие Геракла. Они привезли ему подарки, вспомнили о его былых заслугах. Но что бы греки ни говорили, он не верил их словам и не понимал их проблем, ибо они обращались к нему на языке логоса. И только в момент, когда Филоктету из мира мёртвых явился сам Геракл со словом-мифом и напомнил ему о дружбе, о том, что боги хотят помочь грекам, а он, Филоктет, последовав воле богов, получит исцеление, он прислушался к его словам и отдал грекам лук и стрелы.

Итак, у греков есть два типа слов: слово-логос и слово-миф. Слово-логос устремлено к знаку, к коммуникации с другим. Слово-миф – к образу, в основе которого лежит самовоздействие. Как миф слово никогда не обманывает, оно всегда истинно и доносится до нас как бы из потустороннего мира. Как логос слово приходит из этого мира. Оно земное, посю­стороннее. Оно может обманывать и вводить в заблуждение. Двум типам слова соответствуют два типа слушания. Слушать мифы – это значит внимать, принимать в себя, всем существом слушать. Слушать логос – это значит слушать ухом, слышать простые человеческие слова. Логос слышат. Мифу внимают.

Слово-логос исчерпало себя. Сегодня его теснит слово-образ.

Код для вставки в блог или livejournal.com:

О слове

В современном мире царственное положение слова поколеблено.

2012-06-06 / Фёдор ГИРЕНОК
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Фёдор Гиренок

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS