КНИЖНЫЙ РЯД
Любовь Орлова. Суперзвезда на фоне эпохи. – М.: Алгоритм, 2007. – 320 с. – (Юбилеи).
Наша «любовьорловиана» обширна и многообразна. Мало о ком из отечественных актрис исписано столько бумаги – разве что об её кинопартнёрше и многолетней театральной сослуживице Фаине Раневской. Но если последняя тому – своими дневниковыми записями и передававшимися по Москве из уст в уста неподражаемыми bon motes – во многом сама способствовала (а также чётко задавала «вектор» будущих жизнеописаний), то Орлова, личность закрытая, «женщина-загадка», оставила в этом смысле потомкам весьма и весьма туманные ориентиры.
Однако эта же самая загадочность вкупе с действительно единственным, наверное, без натяжек «суперзвёздным» статусом в советском кинематографе продолжает притягивать к их обладательнице не только внимание зрителей, но и сугубый, как правило, довольно характерного толка читательско-писательский интерес.
Юрий Сааков, посвящающий Орловой уже не первую книгу, похоже, знает об актрисе всё. По крайней мере им было самым доскональным образом прочитано и изучено всё, написанное об актрисе, в том числе на страницах жёлтых, желтоватых и жёлто-рыже-коричневых. И, надо сказать, достаётся от него братьям-орлововедам всех мастей по первое число. И М. Кушнирову, и Д. Щеглову, и Г. Скороходову, и Ф. Медведеву… И маститым киноведам, и безвестным провинциальным газетчикам. И пишут они всё не о том, и делают абсолютно неверные выводы с умозаключениями, и слишком зациклены на темах сталинской и «клубничной».
О символе эпохи и впрямь написаны горы благоглупостей и самой откровенной галиматьи (чего стоит упомянутое в книге содержательное интервью с духами Орловой и Григория Александрова, взятое неким изданием «к 100-летию кинематографа» (sic! – А.В.) «на квартире известного московского спирита»). Но негодуя, обличая и исправляя, Ю. Сааков и сам волей-неволей впадает в ту же бурную стихию реки Жёлтой. В подробностях пересказывая всевозможные слухи и сплетни, принимается их едва ли не смаковать. И потом, негоже, выискивая мельчайших блох в писаниях коллег и не только их (сарказма достаёт и на долю библиотекарей, догадавшихся вложить в папку с орловскими вырезками материал об её ростовской однофамилице со сходными инициалами, и по адресу некоей провинциальной театралки, перепутавшей название спектакля с участием своей любимицы), самому проявлять в этом смысле досадную невнимательность. Так, на страницах книги можно встретить артиста Тутышкина, соседствующего с его коллегой Тытышкиным, бичуемого журналиста Ф. Роззакова, который на самом деле пишется через «а», смешную «Пролеткульту» (ведь если в словосочетании Театр Пролеткульта последнее заключается в кавычки – значит, склоняться она должна именно так) и т. д.
Иронизирует автор и в отношении издательства «Вече», «одно время специализировавшемся на цифре «100» (имея в виду все эти бесконечные «100 великих женщин» и иже с ними). А у самого-то книга состоит ровно из ста «былей» и ста «небылиц» о Любови Орловой. О том, что у биографа несколько лет назад выходило сочинение именно под таким заголовком, рецензируемое издание также предпочитает умолчать.
Но главное состоит в том, что сие собрание анекдотов (как в старом, так и в сегодняшнем значении термина), местами любопытных, местами забавных, местами сомнительных или притянутых за уши ради заветной цифры, ничуть не приближает нас к постижению «феномена Орловой», будучи плоть от плоти всё той же, усердно разоблачаемой автором новейшей скандальной журналистики.
Что ж, остаётся ждать уже анонсированный «Молодой гвардией» ЖЗЛовский том.