Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

О свойствах страсти

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Михаил Левитин. Таиров. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 359 с. – (Жизнь замечательных людей).

Михаил Левитин счастливо соединяет в себе два призвания – литератора и режиссёра. Пытаться проанализировать, кто он в большей мере, пожалуй, особого смысла не имеет. Литература и театр так замысловато и цепко переплетены в нём самом и в мире, который он выстраивает вокруг себя и своих единомышленников, что разделить их не представляется возможным. То, что он не может материализовать на сцене своего театра, он выплёскивает на страницы книг. В прошлом году «Литературная газета» представляла его «Школу клоунов» – и вот уже новая книга. Остаётся только гадать, когда он успевает писать, являясь при этом активно ставящим режиссёром, художественным руководителем театра – того самого «Эрмитажа», в здании которого в июне 1913 года впервые встретились Алиса Коонен и Александр Таиров. Этой встрече, определившей дальнейшую судьбу обоих, он и посвятил свою книгу.

Не написать о Таирове он не мог. Получилось гораздо ближе к роману, чем, собственно, к биографии, пусть даже и беллетризованной. Левитин пишет не как историк театра, даже не как режиссёр о режиссёре, а именно как писатель – так, словно он сам всё видел собственными глазами. Кого-то это удивит и обрадует, кого-то наверняка раздражит – по какому, собственно, праву автор взял на себя такую смелость? Однако сухого и строгого повествования, каковые в ЖЗЛ встречаются не так уж редко, у Левитина просто не получилось бы: автор и его герой одной группы крови – люди, «спящие с театром в обнимку с самого детства».

Ответить на вопрос, о чём роман, и просто, и сложно. О выдающемся режиссёре, который «был слишком ни на кого не похож, слишком сам по себе»? В первую очередь. О созданном им театре, которому для существования «было достаточно любви и невозможности её осуществления»? Безусловно. О великой актрисе, которая, как и любая из её героинь, «не могла быть не права, что бы ни совершила»? Конечно. Но не только, вернее, не столько об этом, сколько о тех самых свойствах страсти, которые не уложишь в восемь строк, как ни старайся. Власть над страстями – вот главное предназначение театра, который один только может столкнуть их так, чтобы высечь искру божественного огня из души зрителя. Слишком пафосно для нашего времени? Пожалуй. Впрочем, для того времени, которому принадлежал Таиров, тоже. Но он в это верил. Верит и Михаил Левитин.

Сам Александр Яковлевич воспоминаний написать не успел, остался только конспект, причём не особо развёрнутый. По всей видимости, не очень хотел за них браться, считая, что его жизнь – это его спектакли и больше ничего. Но от них остались лишь обманчивые тени на страницах чужих воспоминаний, и воскресить их можно разве что силой воображения человека, настроенного на ту же волну, что их создатель. Что ж, в отношении Левитина и Таирова это, возможно, так и есть. Иначе зачем было первому пускаться в странствие по запутанным лабиринтам жизни второго?

Ксения ВИШНЕВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS