В книжных магазинах появилась новая книга о театре – «Приключения режиссёра», написанная культовым режиссёром, народным артистом России Андреем Житинкиным, спектакли которого знает вся Москва. Любая его постановка – всегда неожиданное открытие. Она может быть скандальной, шокирующей, может быть лирично-романтической, но никогда не тривиальной. Вот и его новая третья книга – это ещё одна постановка, созданная в манере Житинкина, где он рассказывает о тайнах своей профессии, о том, как появляются спектакли и как работают актёры, каждый раз проживая новые жизни.
– Меня всегда поражало, что от театра ничего не остаётся, – рассказал «ЛГ» автор. – Даже спектакли, записанные на плёнку, теряют свою атмосферу. В книге я постарался восполнить этот пробел и передать нерв репетиций. Как говорил французский классик Альбер Камю: «Театр – это внутренние приключения». В данном случае это мои приключения…
ИЗ КНИГИ: «Однажды я случайно уронил свою записную книжку на трюмо и в зеркале обнаружил неожиданную трансформацию. Алфавит раскрытой книжки начинался… не с привычного – от А до Я, а как бы наоборот, с конца – от Я до А…
Эта книга – своего рода ненормальная записная книжка, её можно (и даже нужно) читать с любого места, в любом порядке, с любой буквы.
В искусстве не может быть строгого порядка, равно как и абсолютного хаоса, поэтому всё-таки есть деление на главки. Это не мемуары, не занудные теоретические исследования, а момент точечной фиксации, связанное со мной, в ускользающем театральном процессе.
Поэтому да простит придирчивый читатель вашего покорного слугу за то, что начинается этот «бисер» с буквы «Я» (вроде бы нескромно). Но это коварные шутки моего трюмо…»
Режиссёр работал во многих театрах – им. Ермоловой и Моссовета, Табакова, Сатиры, на Малой Бронной… Там он поставил один из самых потрясающих своих спектаклей – «Нижинский, сумасшедший божий клоун» с Александром Домогаровым, с которым сделал на моссоветовской сцене «Он пришёл» Пристли, «Мой бедный Марат» Арбузова, «Милый друг» Мопассана.
ИЗ КНИГИ: «Терехова – партнёрша Домогарова по «Милому другу» – часто на сцене и в жизни жила на открытом нерве.
Домогаров точно такой же. Терпеть не может, когда в глаза говорят одно, а за глаза другое, не принимает двуличия. Бывает до ненормальности обидчив, никогда не прощает предательства. Я перетащил его в Театр Моссовета, когда ставил «Моего бедного Марата». Саша сразу получил главную роль…
Однажды в самолёте дал ему почитать пьесу «Нижинский, сумасшедший божий клоун».
– Я танцор? – удивился Домогаров.
– Только не паникуй! Пьеса эта о балете без балета…
Саше понравилось. Мы сразу договорились, что балет в нашем спектакле – не блёстки и мишура, а пот, кровь и слёзы, физические увечья, обмороки, болезни, предательства. Предлагали постановку Театру Моссовета, Театру Табакова. Все отказали. С Домогаровым пришли на Малую Бронную.
Когда на «Нижинского…» билеты стали спрашивать от метро, Табаков удивился:
– Ну что, получилось, Андрейка?
– Ещё как получилось! Надо иногда рисковать, Олег Павлович!
У Саши сложный характер, сам признаёт. Для режиссёра счастье иметь актёра без кожи, мгновенно вспыхиваюшего. Но это и опасно, ведь сцена и жизнь могут поменяться местами. Домогаров об этом знает, но ничего не может с собой поделать. Я говорю: поскольку актёр сам и скрипка, и скрипач, необходимо себя беречь. Из всех бед – раннего ухода родителей, гибели сына – Сашу вытягивает только работа. Она его спасательный круг. Жаль, что в Театре Моссовета об этом забыли».
Житинкин всегда в поиске, всегда открыт для самых разнообразных независимых проектов и предложений продюсеров. Но, как говорится, удача благоволит храбрым…
ИЗ КНИГИ: «Спектакль «Свободная любовь» по пьесе Леонарда Герша родился из некоего противостояния продюсерам. Я решил, что в финале знаменитого бродвейского хита «Эти свободные бабочки» у нас не будет хеппи-энда. В истории про слепого музыканта много смешного, но она по большому счёту трагическая. По сюжету появляется мама и начинаются конфликты. Я сказал:
– Хочу, чтобы маму играла Ирина Купченко.
– Так она совершенно бесконфликтный человек, религиозный.
– Вот и хорошо.
Настоял на том, что главную роль будет играть Дима Дюжев, мне нравился его Космос в «Бригаде». В спектакле есть сцена ночи любви с главной героиней, где он спрашивает:
– Ну как?
– Это было, это было невероятно, – она ищет слово, – это было… как космос какой‑ то!
В зале, конечно, смех, аплодисменты. Мы придумали этот текст специально, у американского драматурга такой реплики не было.
В финале этого спектакля герой Дюжева плачет. Для мужчины вроде бы странно по-настоящему плакать, но внутренне он оплакивал своих близких, ведь у Димы в жизни были трагические потери. И это тоже своего рода очищение. Выход из тупика. Когда выпускали спектакль, Дюжев не был женат, а сейчас у него замечательная семья: жена Таня, дети.
Помню, куда бы мы ни приезжали на гастроли с этим спектаклем, Дима с Ириной Петровной сразу шли в храм. Труппа ещё спит, а они заказывают машину и уезжают на службу. На сцене Купченко и Дюжев сыграли жёсткий дуэт, а в жизни притянулись, оказались духовно близкими людьми…»
Сегодня Андрей Житинкин – ведущий режиссёр-постановщик Академического Малого театра. На прославленной сцене он выпустил «Любовный круг» Сомерсета Моэма с легендой отечественного кино и театра Элиной Быстрицкой, «Пиковую даму» Пушкина с потрясающей Верой Васильевой, «Маскарад» с выдающимися артистами Борисом Клюевым и Борисом Невзоровым, «Большую тройку» с непревзойдёнными мастерами Малого – Василием Бочкарёвым, Валерием Афанасьевым, Владимиром Носиком.
Тех, с кем он работал, помнит всегда…
ИЗ КНИГИ: «МихМих Козаков был в шоке, когда узнал, что я собираюсь поставить «Пиковую даму» в Малом театре. Рассказал мне случай, когда он сам пытался снять фильм по этой повести, и закончилось всё тем, что с нервным срывом он попал в психиатрическую больницу – после того как выбежал из «Ленфильма» с криком: «Старуха! Она меня убьёт!» Был грандиозный скандал.
Потом эту картину пытались другим режиссёрам отдать – никто не согласился. И тогда её вообще закрыли. А Козаков с тех пор, говоря о Пушкине, боялся даже упоминать название «Пиковая дама». Только «эта повесть»! В общем, он утверждал, что и мне плохо будет, если я возьмусь за «Пиковую даму». И мне действительно пришлось непросто, потому что Элина Авраамовна Быстрицкая, игравшая Графиню, за полтора месяца до премьеры вдруг поняла, что физически не сможет работать. Спектакль был на грани срыва. И тогда Быстрицкая позвонила, наверное, единственной актрисе, к которой относилась с симпатией, – Вере Кузьминичне Васильевой. И Вера Кузьминична просто чудом, за месяц с небольшим, ввелась на эту роль! Совершила подвиг!
Но предсказанная Козаковым беда случилась, когда Васильева за кулисами запуталась в своём роскошном платье («игральной карты» Пиковой дамы) и упала, вывихнув ключицу. Ей было адски больно, но она переоделась и вышла на сцену. Но это было ещё не всё…»
В театре всегда «ещё не всё»! Книга Андрея Житинкина «Приключения режиссёра» о том, как непредсказуем, причудлив, коварен, прекрасен и бессмертен театр, существующий уже не одну тысячу лет. И всё потому, что по-настоящему ему служат люди, влюблённые в него бесконечно… Андрей Житинкин – один из них.
Жанна Филатова