Поэтический талант – дар исключительный, понимаемый людьми как божественная благодать, особенная способность личности. Но для проявления и развития творческого дара необходим отклик от самого человека – свободное принятие этой Божией милости и усилие собственной воли, направленной к соработничеству с Творцом. Современный петербургский поэт Андрей Ребров обладает боголюбивой душой, приобщённой к духовному бытию. Его творчество направлено на познание сокровенного и невидимого, бесконечное и вневременное он постигает через образы реального мира.
Вехи духовного становления
«Родился я в 1961 году в семье рабочих, потомственных петербуржцев-ленинградцев, детство прошло близ Николо-Богоявленского собора, в котором перед призывом в армию осознанно принял таинство крещения. Учился в вечерней школе, работая в ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, на почте и т.д. После возвращения из армии работал в Экспериментальном вычислительном центре, также машинистом-кочегаром в котельной, что позволяло посещать несколько литературных объединений и писать стихи. Первая книга, «Крылица», вышла в 1991 году – так говорит Андрей Ребров о своей жизненной и творческой дороге. – В разные годы я совершал паломничества по святым местам России: жил на Валааме, в Дивееве, Задонске, Оптиной пустыни, в Псково-Печерском монастыре. Несколько лет принимал участие в поездках писателей и учёных, организованных поэтом Ю. Шестаковым, по памятным местам, к литературным духовным и воинским святыням России – на Куликово поле, на Бородино, на Прохоровское поле и др.».
Прикосновение к истории Родины, общение с монашествующими помогло поэту в творчестве, сконцентрированном на восстановлении прерванной в богоборческие времена связи с традицией русской классической литературы, стоявшей на фундаменте православного мировоззрения. Географическое и историческое расширение горизонтов Отечества способствовало продвижению по пути поиска смысла бытия.
«Путь субъективного самоутверждения в творчестве, – считает Андрей Ребров, – ведёт в духовное небытие, становится базисом «искусства ради искусства». А это может быть чревато оскудением мыслеобразов и истощением их энергетической наполненности... Смысл творчества – в служении Господу силой собственного поэтического дарования». Благотворно на духовное развитие нашего героя повлияли встречи с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычёвым). По благословению Владыки в 1990-е в Санкт-Петербурге было создано «Православное общество писателей», которое возглавил выдающийся писатель Николай Коняев, а ответственным секретарём стал поэт Андрей Ребров. Некоторые его стихи, как образец современной духовной поэзии, цитировал в своей книге знаменитый русский композитор Валерий Гаврилин. Особенно отмечал эти строки:
Бородино листа,
Свеча горит,
а выше –
Три сомкнутых перста –
Так крестятся
и пишут.
Запоминающееся маленькое стихотворение не только отражает мировоззрение поэта, но даёт понимание самой жизни как явления, как промыслительного понятия. Хотя существует много определений человеческой жизни, сходных и противоречивых, в приведённых выше строках содержатся главные её характеристики: напряжённое духовное сражение – «Бородино листа»; жертва – горящая свеча; трёхперстное крестное знамение – молитва-обращение к Иисусу Христу с исповедованием веры в Него как в Сына Божия, или предстояние – покаяние. Всё это нематериальные, духовные понятия, которые, кажется, нельзя выразить образами зримого мира, однако можно передать поэтическим словом. Слово, имея божественную природу, обладает способностью животворить, связью слова и образа может выражаться бесконечное разнообразие и богатство жизни, свидетельствующее о сложной структуре Мироздания, которую интуитивно чувствует и убедительно изображает Андрей Ребров.
Мир невидимый, божественный
Сложной взаимосвязанной системой реальных образов поэт проявляет мир невидимый, божественный. При этом он не ставит задачу отыскать и показать новую, по личному усмотрению оригинальную модель мира, как сейчас модно. Для него – богоцентричная – она исконна и единственна. Поэт верит, что большинство людей думает так же, поэтому надеется убедить нас в том, что человек рождается не для смерти, а для жизни вечной, что существует путь из времени к вневременному бытию:
Месяц речной – всё взрослее
и строже...
Веет бессмертьем
от звёздной воды.
Юность ушла.
И за лунной дорожкой –
Свежие звёзды. –
как чьи-то следы.
Время течёт.
Но, о Вечности мысля,
Долго гляжу я, как в детстве,
с мостка –
В воды реки, углублённые высью,
И ощущаю, как юность –
близка.
В сложном поэтическом отображении реального мира ощущается благозвучие, математическая соразмерность. Для того чтобы показать особенности его поэтического бытия, можно использовать математические аналогии. Об этой стороне творчества Ребров, вероятно, не размышляет, но интуитивно закладывает в систему своих доказательств законы мировой гармонии. Он не претендует на глубокое знание физических законов, но чувствует их, ощущает существование взаимосвязанных иерархических миров, видит образы, отражающие другую реальность.
Актуальная бесконечность
Для прояснения своей веры в существование актуальной бесконечности, в несомненном стремлении к жизни вечной поэт прибегает к реальностям иных, высших порядков и, кажется, своими поэтическими средствами подтверждает правильность представлений о взаимосвязях в мире, выявленных математиком Куртом Гёделем, который своими теоремами доказал: причины большинства явлений не принадлежат этому миру. «Я убеждён в посмертном существовании, независимо от теологии. Если мир является разумно сконструированным, тогда должно быть посмертное существование», – писал австрийский учёный. О том же говорит и поэт Андрей Ребров:
Пронзают сумрак зоркие лучи
Светло глядящей
в зеркало свечи.
И, слившись с отражением её,
Мой долгий взор
лучится в Бытиё,
Где ныне я.
Мой род запечатлён
В необозримом зеркале времён.
И я, как в вещем полузабытьи,
Глазами внуков зрю в глаза свои,
Из глубины которых на меня
Взирают предки – горняя родня.
В пространстве своего сердца поэту удаётся совместить различные времена. В «необозримом зеркале времён» он не просто видит свой род, но, задавшись целью определить личную духовно-нравственную ценность, выносит на суд каждого бывшего и будущего члена этого бесконечного ряда свою жизнь. Привнося в неё элементы из высших миров, он определяет значимость своего существования пополнением из этого бесконечного ряда, находящегося во времени и вне времени.
Пасхальная тема – тема милосердной любви – стержневая в творчестве Андрея Реброва. «Христос воскресе!» у него не только пасхальный возглас, а суть нашей жизни, свидетельство богочеловеческой природы, требующей предстояния перед Вечностью, осмысленного пути и перспективы бессмертия.
К заветной маковке горы
Вершу свой путь тяжёлый:
Всё ближе звёздные миры
И неоглядней долы.
И вспоминается в пути,
Как смертно не хватало
Хоть искры веры – чтоб дойти,
Дожить до перевала.
Бывало, свет иных вершин
Сбивал с пути вначале.
Но, здесь, в предоблачной тиши,
На гулком перевале,
Вдруг ощущается легко:
Что каждый стук сердечный
Созвучен поступи веков.
И верится: жизнь – вечна.
Благодатная точка бытия
Легко в это поверить, но понять сложно. Непроста и поэзия Андрея Реброва, её образно-лингвистический строй. Красочный, узнаваемый поэтический язык содержит архаичные словосочетания, церковнославянские обороты, но в той необходимой пропорции, что не отяжеляет поэтическую речь. Наоборот, в подобном симбиозе появляется новизна, облагороженная традицией.
Доктор философских наук, профессор А. Казин щедро оценивает значение поэзии Андрея Реброва. «Высокая поэзия всегда соседствует в нашем мире с болью и верой – так и должно быть, особенно в России, где радость-страдание существования является онтологической ценой за очищение души. В замысле мирового Художника Россия есть болевая – и именно поэтому благодатная – точка бытия. Хорошо, что в наше апокалипсическое по многим признакам время ещё находятся люди, готовые принять в своё писательское (словесное) дело свет с Востока и нести его дальше. Таков поэт Андрей Ребров».
Валентина Ефимовская
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Андрей Борисович Ребров родился в Ленинграде в 1961 году. Поэт, член Союза писателей России, главный редактор журнала «Родная Ладога», один из основателей Православного общества санкт-петербургских писателей. Печатался в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Север», «Родная Кубань», «Поэзия», «Аврора», «Волга», «Дальний Восток» и многих других.