Накануне 9 мая в Дубне открылась выставка трёх художников. Все трое с помощью красок и кисти рассказывают о войне. Нет, они не воевали. Самому молодому из них едва за сорок, самому взрослому – без году 80 лет. Как он сам сказал «Я – 79-летнее дитя войны». Такое вот свойство у войны: в ней навсегда остаются дети – детьми, молодые бойцы – молодыми, матери и жёны – ожидающими солдат домой.
Особенно впечатляют работы Василия Городилова. Одна из посетительниц выставки, совсем юная, не смогла сдержать слёз. А ещё говорят, что подрастающее поколение чёрствое! Перед картиной «Возвращение» замирал каждый зритель. Очень лирическая и трагическая по теме, она безукоризненна в исполнении: чистый звучный цвет, живые линии. На холсте – околица, в центре молоденький солдат на костылях, без ноги. Рядом повозка, на которой он только что подъехал к деревне. Перед ним застыли возвращающиеся с покоса девушки с граблями. Юное лицо солдата озарено неземным светом, он – словно ангел, опирающийся крыльями на костыли…Сорокалетний Василий Городилов немногословен. Говорит, что писал картину два с лишним месяца, а вот идею её создания вынашивал куда дольше.
Василий Городилов – профессиональный художник. В своё время учился в Московской средней художественной школе, той самой, что находится напротив Третьяковской галереи и обучает юные таланты, опираясь на шедевры знаменитой соседки. Затем окончил Московский государственный академический институт имени В.И. Сурикова, сейчас живёт в Дубне. Пожалуй, нет ему в городе равных в написании портретов и сюжетных полотен, по сути эпических, с большим количеством героев, по теме серьёзных, порой трагических. Труд этот титанический, изматывающий и… бесплатный: такие картины в частные коллекции не покупают.
Другой автор – Юрий Сосин – в Дубне известен каждому. Сорок лет возглавлял городскую художественную школу, учил ребят изобразительному искусству и занимался творчеством. Не раз выставлялся в городе. Персональные выставки прошли также в США, Швейцарии, Словакии. В войну Юрий Сосин был ребёнком, но хорошо помнит, как забрали отца на фронт в 1941 году, как мама изнурялась на работе в колхозе, как отец возвратился в 1946 году домой. Навсегда он запомнил его слёзы… Работа, посвящённая его памяти, так и называется – «Отцу-фронтовику». Стол, на белой скатерти стопка, накрытая куском чёрного хлеба, два треугольника – письма с фронта, красноармейская книжка, медали, ордена, трубка… Вся жизнь фронтовика как на ладони. А тему картины «В госпитале» художник вынашивал с той самой минуты, когда пионером пел песню перед ранеными бойцами. «Поющий мальчик – это я сам в те военные годы, – рассказывает автор. – Гармонист – это я сейчас. Молоденькие медсёстры, перебинтованные раненые – все они из детской памяти, запечатлевшей всё до мельчайших подробностей».Работы художника Александра Куманькова посвящены погибшим фронтовикам-землякам. Впечатляет также этюд «В высоких широтах» – подводная лодка на фоне айсберга. Обращение автора к «технической» тематике не случайно. После окончания «Строгановки» работал в конструкторских бюро сначала города Жуковского, затем Дубны, создавал интерьеры и пульты управления летательных аппаратов. Приложил руку, шутит он, к кабине ракеты для космонавта Комарова. Александр Куманьков не только дизайнер-конструктор, но и тонкий лирик, безгранично любящий родную природу и людей. Выставлялся в Москве, Рязани, Дмитрове. Участвовал в выставке «Миниатюрная книга в России» в США.
Три автора очень разные и в манере письма, и в восприятии мира, но их объединяет общее – боль перед страданиями, которые пережили люди в войну, и восхищение их силой духа.
Традиционная областная выставка, посвящённая празднику Победы, открылась в залах Мытищинской картинной галереи.
Организаторами выставки выступили Московское областное отделение Союза художников России и администрация Мытищинского муниципального района. В залах галереи были широко представлены работы лучших живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства из Подольска, Ногинска, Мытищ, Люберец и других подмосковных городов и посёлков. Украсили выставку изделия народных промыслов Федоскина, Жостова, Павловского Посада, Гжели. Всего 120 авторов представили более 250 произведений. Председатель областного отделения Союза художников С. Харламов и председатель живописной секции И. Виханский приложили немало усилий, чтобы выставка состоялась и запомнилась посетившим её зрителям.
Особенностью экспозиции стало разнообразие жанровых полотен, многие из которых обретают сегодня философское звучание. В первую очередь обращают на себя внимание произведения мастеров старшего поколения. Участники войны, заслуженные художники РФ В. Скок и К. Прохоров представили работы «На сопках Маньчжурии» и «Автопортрет на Красной площади», а Л. Галахов показал «Портрет героя Советского Союза Михайлова М.М.» и автопортрет «Молодость. 1941–1945».
Народный художник РФ В. Миронов выступил с двумя полотнами под общим названием «Два дня старого Боровска». Первый день – 22 июня 1941 года, второй – 9 мая 1945-го. Эти даты сегодня уже история, которая оживает на картинах.
Из графических работ зрителям запомнятся линогравюры народного художника С. Харламова, офорты заслуженного художника В. Губарева, акварель В. Павлова «Самокрутка». Нельзя не отметить икону заслуженного художника РФ А. Хопкина «Чудо Георгия о змие».
В Мытищах ежегодно ко Дню Победы проводятся уроки Памяти. На этот раз патриотическая акция была приурочена к открытию выставки в Мытищинской картинной галерее. Многочисленных зрителей и гостей приветствовали заместитель главы района Н. Наумович и руководитель управления культуры И. Шаповалов.