Александр Кондрашов
Сериал «Хирург» (режиссёр Илья Ермолов, сценаристы Стас Иванов, Василий Клепацкий) снят в России и на русском языке, и действие происходит у нас, но ощущение «заграничности» не покидает от начала до самого конца. Как будто адаптировали что-то произведённое за бугром, где есть в больших городах такие восточные караван-сараи со своими законами и развлечениями, в том числе кровавыми боями без правил, и жестокие врачи, держащие в страхе весь город.
В сериале, с одной стороны, грязное гетто, где живут еле сводящие концы с концами несчастные мигранты, а с другой – суперсовременный медицинский центр для привилегированных пациентов и хирурги, живущие в роскошных загородных домах. Для них чёрные трансплантологи вырезают жизненно важные органы у несчастных казашек и других попавших в трудную жизненную ситуацию мигрантов, а также у наркоманов, игроманов, ну и у просто зазевавшихся студентов-медиков. Этих врачей-убийц никто не ловит – полиция у них на содержании. И всё это происходит не где-нибудь в Азербайджане, где родился продюсер сериала Тэймур Джафаров, и не в Казахстане, где он долго работал, и не в Косово каком-нибудь, и не в чёрных кварталах Парижа, куда полиция боится заглядывать, а в большом российском городе.
Не знаю, как насчёт чёрной трансплантологии, но в областных российских центрах, где есть клиники, в которых пересаживают органы, подобных гетто с несчастными мигрантами (тем более из Казахстана) нет. У нас совсем другие проблемы с переселенцами из Средней Азии.
Кроме того, в сериале все русские мужчины-врачи – сволочи, все без исключения, за деньги они готовы на всё. Самым же омерзительным оказывается заглавный герой, за ним мы принуждены следить восемь серий, надеясь, что он всё-таки не тот, кем кажется. Его играет Сергей Гилёв, прекрасный актёр, славящийся своими вторыми планами, но здесь их нет. Есть более-менее органичное существование в предлагаемых обстоятельствах, но нет характера. Однако в этого тухлого субъекта влюбляются очень хорошие женщины, сначала журналистка (Анна Завтур), изобличающая чёрную трансплантологию, он убивает её в первой серии, а потом археолог Юля, случайно спасшая мерзавца и мучащаяся с ним остальные семь. Из-за игравшей её Марины Ворожищевой, героически оправдывающей предлагаемые немыслимые обстоятельства, я и досмотрел сериал до конца, недоумевая, почему такая доброкачественная и умная женщина до последнего верит человеку, которому не верит никто.
Борец за справедливость, кроме отважных, убитых мафией журналисток, здесь только один, разумеется, это не прокурор, не какой-нибудь другой работник российских правоохранительных органов, а один из пострадавших от чёрных трансплантологов – молодой бесстрашный мигрант с бельмом на глазу, он и вершит правосудие.
Темы страданий мигрантов и женщин, подвергающихся насилию со стороны белых мужчин, популярны в западном кинематографе, но какое отношение коллизии сериала имеют к России, тем более сейчас?