Калейдоскоп жизни: экзотические, драматические и комические эпизоды личной судьбы ветерана журналистики. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 507 [5] с.
Книги В. Овчинникова о японцах «Ветка сакуры» и об англичанах «Корни дуба» давно получили широкую известность и неоднократно переиздавались. Новая его книга сложилась из заметок о странствиях бывалого журналиста во времени и пространстве, публикуемых с осени 2001 года в «Российской газете». Более ста двадцати фрагментов (драматических, экзотических и комических) составляют удивительный пазл личной судьбы автора.
Он выжил в блокадном Ленинграде, успел послужить в армии и поучиться в военно-морском училище, чуть не стал командиром подводной лодки (а его однокурсник В. Чернавин даже дослужился до главнокомандующего Военно-морским флотом СССР), но в силу ряда обстоятельств окончил китайское отделение морского факультета Военного института иностранных языков. Затем в 50-х семь лет был корреспондентом «Правды» в Китае,
в 60-х – семь лет в Японии, а в 70-х – пять лет в Англии. Написал об этих странах девятнадцать книг, разошедшихся общим тиражом в семь миллионов экземпляров. Только вот денег это не принесло, а после путча и закрытия «Правды» пришлось хлебнуть общей трудной российской доли. Слава богу, спасло агентство «Синьхуа», принявшее именитого журналиста на черновую работу в его русской службе на четыре года, а затем уже поминавшаяся газета взяла В. Овчинникова в штат обозревателем, каковым он является и поныне.
Итак, мемуары востоковеда состоят из пяти частей: «О времени и о себе» – докитайский период, «Русский с китайцем» – работа в Китае, «У корней солнца» – пребывание в Японии, «Запад – дело тонкое» – это и Англия, и Ирландия, Бавария, Вена и Голландия; наконец, «Вокруг света» – описание колоннад Луксора, Зимбабве, водопада Виктория, куполов Исфахана и роз Шираза, фресок Аджанты и барельефов Эллоры, эротических скульптур Каджурахо, добычи цейлонских сапфиров, дороги в Мандалай, храма Боробудура, таиландских гвардейцев и филиппинских хилеров, тайны перуанского плоскогорья Наска.
Книга нуждается во внимательном чтении. Даже обширными цитатами дело не поправишь. Всё-таки сделаю несколько выписок.
«Японец руководствуется в делах не только объективными фактами, но и личными отношениями, обязательствами перед партнёром, перед страной, перед своим персоналом. Не будучи японцем, трудно вписаться в плотную сеть человеческих связей, которая служит основой японской деловой этики. Её суть воплощают иерархия и гармония, умение знать своё место. Когда несколько японцев собираются у стола, каждый из них чётко знает, где он должен сесть… Любой японец ощущает себя частью какой-то группы – или семьи, или фирмы, или профессии. Он приучен мыслить и действовать сообща, подчиняться воле группы и вести себя сообразно положению в ней. Больше, чем самостоятельность, его радует чувство причастности».
«…даосизм проповедует недеяние, а буддизм – нежелание… Буддизм – прежде всего религия. Даосизм – диалектическая философия, а конфуцианство – наука, именуемая этикой».
Любопытно, что до шестидесяти лет по китайским понятиям мужчине стоит выбирать себе спутницу жизни возрастом, который определяется половиной его собственного возраста плюс 8 лет, а после шестидесяти – эти 8 лет следует вычитать. Трогательны астрологические предсказания, сбывшиеся в полном объёме. Но главное кредо высказано всё-таки в эпилоге. Автор выразил горячее желание, чтобы читатель смотрел на мир без предвзятости – как без национального чванства шовинистов, так и без свойственной глобалистам обезлички. Неплохо бы последовать этим советам и в обыденной жизни мегаполиса или российской глубинки.