Музыка во льду. – Орёл, 2008. – 404 с.
Сборник эссе о литературе, философии, мировых катастрофах и многом другом. Эссе – жанр сложный, по причине его краткости тут не очень-то растечёшься мыслию по древу. Но в этой книжке не счесть примеров глубокого смысла, втиснутых в считаные строки. Пишет автор и о поэзии Бродского, и о сказках Андерсена, и о том, как спорят о душе пьянчуги ангел и бродячий кот. И о том, есть ли светлое будущее и лучшая жизнь. Все мы, кто изредка, кто постоянно убаюкиваем себя надеждами, что есть, конечно, есть. «А может быть, всё-таки никакой иной жизни, кроме известной нам, нигде на этой земле нет, никогда не было, да и быть не может?.. Дойдёшь до края земли, перешагнёшь через край, а там – Урюпинск. Покосившийся верстовой столб на въезде, о который яростно чешется шелудивый пёс». Это не проповедь пессимизма, а повод задуматься – нужны ли розовые мечты, не проще ли (и полезнее) потратить время на обустройство реальности. А вот образчик поистине поэтического краеведения – эссе о мосте через Оку, построить который повелел ещё Пётр I, едва не опоздавший, если верить авторской шутке, из-за маломощности здешней переправы на Полтавскую баталию. Мост построили, ага, через полтора с лишним века, вернее, целых два моста. «Первым был великолепный Мариинский мост, по которому Московский тракт перелетал Оку. Его стальные фермы на фоне старых храмов читались как цитата из Жюля Верна в тургеневском романе».